Театр
1983 | 0

Островский. Авангард. Виктюк. Бозин

В Театре Виктюка недавно случилась премьера – «Островский. Авангард».

Островский. Авангард. Виктюк. Бозин
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Как замечают насмотренные и мудрые критики, это «театральное путешествие с элементами иммерсивного и уличного театров в честь 200-летия Александра Островского»

…Все началось в центральном фойе, где стояли стульчики. К слову, в программке Дмитрий Бозин значится как Рассказчик. Дмитрий оказался сюрпризом для зрителей. Показ фрагмента фильма Владимира Петрова «Гроза» 1933 года «превратился в часовое мероприятие, где небольшие отрывки фильма перемежались длинными паузами, которые Дмитрий заполнял описанием своего видения режиссерских приемов.   Зрители быстро поняли, что «фрагмент фильма на большом экране» - совсем не то, что часовая лекция от не искусствоведа. Как говорится, почувствуйте разницу. И зрители почувствовали. Потому как скучно не было, но было необычно и неоднозначно.

Как метко подмечал полтора века назад сам писатель и драматург, пьесу-то можно и дома прочесть, а зритель приходит посмотреть игру. Это слова относятся и Театру Виктюка, где коллектив   проживает жизнь искренне, пусть иногда и хаотично.

Что было дальше? 4 режиссёра, выбрав 4 отрывка из пьес великого драматурга, собрали променад о любви, чтобы зрителей ещё и с домом работы гениального конструктивиста Мельникова поближе познакомить.

Игорю Неведрову приглянулись Глафира с Лыняевым из «Волков и овец», Кириллу Шендерову – Жадов с Полиной из «Доходного места», Александру Тарасову – Лариса с Паратовым, Карандышевым и Кнуровым из «Бесприданницы, а Андрей Боровиков вывел на сцену семь персонажей из пьесы «Свои люди – сочтёмся».

Получился, опять же по мнению театральных критиков, лёгкий водевиль, гиперпсихологический театр и отсыл к Мейерхольду, к авангарду.

Островский   у всех четырёх режиссёров получился современным. Началось всё – с «Грозы», отрывков из того самого знаменитого фильма Владимира Петрова 1933 года. «Почему кино?» – задаёт вопрос рассказчик (заслуженный артист России Дмитрий Бозин). И отвечает: «Потому что Мейерхольд и, возможно, всплывающий в сознании Эйзенштейн - кино здесь ещё очень театральное. Потому и кадр становится атмосферой внутреннего ощущения героини. Это живописный приём – когда грани кадра становятся непреодолимой стеной, сквозь которую она решится уйти».

После этого гости взмывают вверх, переходя с балкона на балкон, затем, спускаясь по боковым лестницам, оказываются на авансцене и только потом рассаживаются в зрительном зале, чтобы было удобнее смотреть на метаморфозы Липочки.

Были представлены четыре отрывка. Первый – «Волки и овцы», режиссер Игорь Неведров. Ожидаемо это был самый удачный фрагмент. Начиная от собственно постановки: герои не уходили в «слепые» для зрителей зоны, да и актеров выбрали замечательных: Мария Матто и Прохор Третьяков. Им помогал Алдар Когаев, создавая музыкальное сопровождения и озвучивая слова автора и привнося долю юмора.

Далее зрителей ждал второй балкон с отрывком из «Доходное место», режиссер Кирилл Шендеров, актеры Анастасия Якушева (Полина) и Никита Башков (Жадов). Явным минусом стало то, что актеры время от времени явно выходили из видимой части зрителям зоны. Впечатление, что Полина этого Жадова боится, а он ее не столько любит, сколько вожделеет.

Далее случилось «стояние» зрителей на авансцене и «Бесприданница» режиссера Александра Тарасова. Он использовал отчасти и сцену, и зал, и балконы. Зрители, которым посчастливилось оказаться в первых рядах, смогли видеть актеров на расстоянии вытянутой руки. Настоящим подарком зрителям стала игра Константина Авдеева в роли Карандышева: нервный, экзальтированный, несчастный и разобиженный - классический такой Карандышев. И, конечно, Кнуров - Александр Семенов! А вот пара Лариса (Мария Матто) и Паратов (Никита Башков) немного удивила: Лариса великолепна и не играла - жила! Но когда рядом такой Паратов как-то слегка теряется. Ну не должен Паратов выглядеть и двигаться как мальчишка... Да и Карандышев здесь и симпатичнее, и представительнее! Сцены на балконе — это далеко, свет в глаза зрителю, - не самое удачное решение.

«Это наш эксперимент, - рассказывает Александр Тарасов. - Родился он спонтанно, мы собрались вместе, поднялись на балконы и поняли, что этот спектакль должен так же решаться во всём пространстве театра. О теме договорились очень быстро».

И ещё эти четверо думали о том, что Островский – это, прежде всего, школьная программа, и поэтому основное внимание нужно уделить юным - с младых ногтей прививать любовь к творчеству, к театру.

Играют в спектакле в основном   молодые актеры. «Этот материал, - уверен Игорь Неведров, - требует задора».

А молодые зрители, увидев его живых героев, влюбятся, начнут читать, а не наскоро глазами пробегать краткое содержание, на уроках с учителем завяжется диалог.

Андрей Князев.

Фото П. Капица.

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.