Театр
1428 | 0

Что ждать от нового театрального сезона?

Что ждать от нового театрального сезона?

Новый сезон на московских сценах стартовал на фоне таких резких изменений театрального пейзажа, каких в обозримом прошлом и не припомнишь.

«Атланты» столичного театрального небосклона, такие как Римас Туминас, Миндаугас Карбаускис, Александр Ширвиндт, Иосиф Райхельгауз ушли. А какие идеи несут с собой «молодые» худруки?

Театр Вахтангова и без Римаса Туминаса выживет?!

Трудно вообразить, какими молитвами директору Театра имени Вахтангова Кириллу Кроку удалось договориться с Министерством культуры объявить на два года мораторий на должность худрука после ухода Римаса Туминаса, оказавшегося под огнем критики вследствие выраженного и отрицательного отношения к специальной военной операции на Украине. При этом спектакли бывшего худрука остаются в репертуаре. Театр начал свой 102-й сезон постановками «Гроза», «Превращение» и все тем же Евгением Онегиным. Кроме того, планируется в течение года выпустить 10премьер уже без Туминаса. Интригующая перспектива, только   строить прогнозы насчет этих работ в коллективе, осиротевшем после вынужденного расставания с художественным руководителем, бывшим его настоящим лидером – дела неблагодарное.

Ведь творческая атмосфера неизбежно изменится, и актеры в этих условиях будут чаще смотреть на «сторону».

К примеру, популярный актер Алексей Гуськов дал согласие играть в «Собачьем сердце» в постановке Сергея Газарова в Театре Сатиры. Не совсем ясно, как поведет себя Юрий Бутусов, сохранивший должность главного режиссера вахтанговцев. Вероятно, он не откажется от запланированных работ в других театрах.

К примеру, в РАМТе, 101-й сезон начался с известного спектакля Юрия Бутусова «Сын».

Может быть, для того чтобы удержать актеров театра Вахтангова от необдуманных поступков, директор театра Кирилл Крок на сборе труппы убедительно просил актеров не отказываться от ролей, ссылаясь на другие проекты. А для убедительности пригласил на церемонию открытия председателя Следственного Комитета Александра Бастрыкина, который вручил медали Петра 1 за с формулировкой «За содействие следствию» Кроку и нескольким сотрудникам театра.

Правда, условный «кнут» Крок разбавил безусловным «пряником», сделав весьма жесткое заявление со сцены.

-Сегодня какие-то люди почему-то решили, что они могут диктовать театрам, что можно играть, что оставлять, а что закрыть. Я официально заявляю с этой сцены: мы сами будем решать, какие спектакли нам играть, а какие не играть.

Рассказал он и о постановках театра. Их в этом году будет 13. Три на исторической сцене, первой из которых станет «Идиот» по Достоевскому — в январе ее сдает Юрий Бутусов. Вслед за ним пойдут «Амадей» в постановке Анатолия Шульева и «Филумена Мартурано», которую для Нонны Гришаевой готовит режиссер Ирина Пахомова. На новой сцене представят четыре премьеры: «Генерал и его семья» по прозе Тимура Кибирова (реж. Землякова), «Волоколамское шоссе» Хайнера Мюллера (реж. Резинг), «Павла Первого» Мережковского.

Самое интригующее название нового сезона — «Восемь с половиной» Федерико Феллини, спектакль, который в рамках режиссерской лаборатории будет ставить молодой режиссер Лейла Абу-аль-Кишек.

В театре Маяковского ветер перемен

Любая смена руководства еще и повод для сакраментального вопроса: что делать? Но как непохоже отвечают на него в разных коллективах! Так, демарш Миндаугаса Карбаускиса, вызвал изрядный шок. Лишиться худрука, с которым артисты за20лет съели не один пуд соли, выходили и на красную дорожку Золотой маски? Да еще накануне 100-летия театра, которое как – то негоже встречать в состоянии творческого разброда.

За кандидатуру Егора Перегудова, до того служившего главным режиссером упомянутого РАМТа, маяковцы проголосовали единогласно. Во-первых, будучи учеником Сергея Женовача, он, приверженец системы Станиславского, умеет распознать в актере скрытые возможности и создать творческий ансамбль. Перегудов предложил Карбаускису на правах приглашенного режиссера продолжить репетиции спектакля «Господа Головлевы» по Салтыкову-Щедрину.

И Франдетти в Ленкоме..

Совсем другая картина наблюдаются в Ленкоме после ухода из жизни Марка Захарова. Три года генеральный директор Марк Варшавер искал замену уникальному мастеру и вот наконец представил коллективу 38-летнего Алексея Франдетти. Режиссер поставил 40 спектаклей в Большом и Мариинским театрах, МХТе имени Чехова

Работает молодой маэстро по-современному оперативно, выпуская спектакли за шесть недель. Как считает театральный критик Любовь Лебедина, «Уделяя главное внимание броской художественной форме и внешнему рисунку роли. И она же задается вопросом - Подойдет ли такой бродвейский метод артистам театра «Ленком», выросшим в русской сценической традиции? Неудивительно, что директор театр, не желая особенно делиться властью, поначалу звал Франдетти всего на год, и лишь потом выяснилось, что департамент культуры рискнул подписать контракт с главрежем на три года.

В театре «Моссовета» укрощают строптивую…

В прошлом сезоне в Театре имени Моссовета дела шли не очень хорошо, с премьерами не складывалось. Их было несколько, однако валом на них люди не валили, а критики встретили из сдержанно. К примеру, спектакль Андрея Кончаловского «Укрощение строптивой», по замыслу менеджмента театра, должен был вывести из стагнации. Но пока возложенных на них ожиданий не оправдал. Хотя все возможно в новом сезоне. Пока же актеры не смогли совершить желаемого рывка. Сказались вынужденный застой и утрата получать удовольствие от собственной игры. И власть худсовета довлела. Ощутившие себя незаменимыми артисты распределяли роли по собственному усмотрению»- считает Любовь Лебедина.

В первый день сезона, 15 го сентября, зрители увидят в постановке молодого режиссера Павла Пархоменко комедию «Соло для часов сбоем», повествующую как раз о борьбе с унынием…

Больше юмора и сатиры от Сергея Газарова!

В театре Сатиры свой 99-й сезон открыл Театр сатиры. Чествовали Веру Васильеву и Александра Ширвиндта. После официальной части к ним выстроились коллеги, поклонники, журналисты чтобы высказать им слова поддержки, и задать вопросы о секрете молодости и красоты Веры Кузьминичны и остроты ума Александра Анатольевича.

В сентябре - ноябре театр Сатиры представит две премьеры — «Этот ребенок» (на сцене «Чердак сатиры») в постановке Никиты Кобелева и «Невольницы» по Островскому в постановке Михаила Мокеева…

Сергей Газаров представит спектакль «Весталка» о великой отечественной войне глазами женщин. Это мощная история, написанная Николаем Колядой по роману уральского писателя Николая Никонова. В общем, театральный сезон начался, а чего нам от него ждать – покажет время.

Дмитрий Астрахан вместо Иосифа Райхельгауза..

Новый худрук «Школы современной пьесы» Дмитрий Астрахан начал сбор труппы со знакомства и рассказа о себе.

В театре Астрахан не собирается кардинально ничего менять, понимает, что линия в целом должна быть сохранена. Но перемены будут. Театр, который специализировался исключительно на современной пьесе, начнет ставить классику.

В новом сезоне хотят поставить восемь спектаклей. Это «Красавец мужчина» Островского, «Смерть Тарелкина» Сухово-Кобылина, «Тетка Чарлея» Брэндона Томаса. Комедию, которую прославил в нашем кино Александр Калягин, будет ставить Павел Любимцев. Кроме того, впервые на российской сцене представлена канадская семейная трагикомедия «Выживание». Сам режиссер cобирается ставить пьесу Олега Данилова «Про Вову и Машу». Кстати, Данилов был сценаристом   для всех картин Астрахана.

Не забыта историческая тема. Уже   работают над спектаклем с задействованием хора и пением русских народных песен. В его основе - переписка князя Курбского и Ивана Грозного. Готовится спектакль «Женское счастье» по пьесе Екатерины Кретовой и Михаила Барщевского. Его премьера должна состояться 1 декабря. Классика в формате семейного спектакля будет представлена «Ночью перед Рождеством» по Гоголю.

— В целом мои предпочтения — игровой театр, когда актер в центре внимания и хорошо играет, — поделился своим видением худрук.

Как заметила в разговоре с коллегами после сбора труппы Ирина Алферова, она не очень понимает, как театр будет существовать и развиваться без Иосифа Леонидовича. Он стоял у истоков этого театра, и в это здание на Трубной мы вместе с ним переезжали. Позже, когда театр сгорел, из одного в другое здание переезжали. Очень обидно и горько, что он стал, будучи руководителем театра, высказываться резко и несдержанно. Но мы готовы работать с новым художественным руководителем, и надеемся на лучшее.

Так и мы, зрители, тоже надеемся на лучшее в новом театральном сезоне..

Подготовил

Андрей Князев.

Фото Д. Фомина.

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.