Театр Гонзага на территории усадьбы Архангельское строился на один день – ради визита к семейству Юсуповых императора. Но, как часто бывало в истории этого дворянского рода, звезды сошлись иначе, и театр достоял до наших дней.
Единственный в мире деревянный усадебный зал, с машинерией и старинными декорациями. Массивные колонны, лепнина, антикварная люстра и неповторимый запах деревянных подмостков, скрип досок сцены – творение итальянского оформителя, мечтавшего стать архитектором, долго ждало возвращения к жизни. И воскрес театр снова благодаря Юсуповым.
Идею художника Павла Каплевича поставить спектакль о судьбе Юсуповых, о великом и трагическом герое этой фамилии – Феликсе, воплотили в жизнь артисты Игорь Миркурбанов, Роза Хайруллина и Риналь Мухаметов, советник губернатора Московской области по культуре Нармин Ширалиева и руководство Подмосковья.
При этом, Миркурбанов впервые выступил не только как актер, но и как режиссер постановки, а Нармин Ширалиева, наоборот, стала непосредственным участником сценического действа.
«Птица Феликс» - действо во многом мистическое, глубокое и проникновенное. Магия места, стихотворный текст пьесы Михаила Чевеги, старинные фотографии, спроецированные на занавес и, конечно, игра артистов – все это сделало спектакль похожим на спиритический сеанс, на разговор душ Феликса, его брата Николая, матери Зинаиды…
Впрочем, присутствовали в спектакле и образы других знаковых героев, в разные времена связанных с Юсуповыми, от Пушкина до Распутина.
Вот, после рассказа об убийстве Распутина роковой старец как будто вселяется в Миркурбанова, хрипя имя своего палача Феликса, а Розу Хайруллину словно прямо на сцене выжигает смерть Пушкина.
Актерское трио при минимуме технических возможностей старинного зала передало ощущение трагических моментов заката рода Юсуповых, образ того самого поезда-видения, мчащегося сквозь лес и несущего неотвратимое, фатальное, предрешенное.
О роли Юсуповых в истории, о миссии Феликса до сих пор бытуют разные мнения, но сейчас главное, что наследие семьи, прославившейся своей поддержкой искусства, возвращается, восстанавливается, а сцена театра Гонзага вновь привлекает сотни зрителей, ведь, как рассказали авторы проекта, это только начало новой жизни театра.
Андрей Грознецкий