...Казалось бы в нашу эпоху интернета, когда большинство информации можно получить не вставая со стула, театр стал некоего рода атавизмом, оставшимся у нашего общества с прошлых поколений.
Но это не так — за компьютером или другим гаджетом вы безусловно можете получить тонну развлечений и практически ноль впечатлений. Другое дело, сидя в партере перед сценой, внимая и сопереживая актёрам, вы невольно с головой погрузитесь в пучину разворачивающихся перед вами событий. И не какая виртуальная реальность этого чувства не заменит, по крайней мере пока.
И все же мне удивительно то, что молодежь все так же ходит в театр. И не только в качестве зрителя, но и актера.
Приятно удивила в этом плане недавняя постановка пьесы Виктора Мережко «Пролетарская мельница счастья», которую мне посчастливилось одним из первых увидеть в стенах московской театральной школы - колледжа Олега Табакова.
Даром, что играли студенты третьего и четвертого курсов, делали они это настолько профессионально, единственное, что их выдавало, это юный возраст.
Сама же пьеса, представляет из себя занятный винегрет эпохи становления СССР начала 20-x годов, в котором намешаны мотивы о синей птице, неискоренимой любви русской души к халяве и много чего другого. Всё это приправлено лёгким гоголевским абсурдом, лихими типажами в духе Шукшина и даже некоторой, как мне показалось, крамольной иронией Булгакова.
Мы видим в этих героях, живших много лет назад, свои собственные характерные черты - веру в счастье, которое случится как-то вдруг, стремление навести порядок во всем мире и желание винить во всех своих бедах власть, соседей и кого угодно, кроме себя.
И несмотря на кажущуюся простоту, пьеса не из самых простых: достаточно одного неверного костюма, декорации или неубедительной игры героя, что бы напрочь разрушить эту тонкую и щепетильную атмосферу, которую даже сложно однозначно описать словами. «Мельница» была поставлена играла на сценах многих профессиональных театров и, в целом, видение режиссеров-постановщиков Михаила Хомякова и Александры Гуляренко выглядит свежее и интереснее многих иных постановок.
Помимо выразительной игры актеров зрителям и театральным критикам понравилось слаженное и по-новаторски находчивое управление декорациями — по сути, из колеса и двух досок смогли выстроить аутентичную атмосферу на небольшой сцене.
В целом, спектакль оставляет после себя приятные впечатление а сам посыл наводит на размышления на вроде бы уже и избитой теме о всеобщем благосостоянии. Посыл спектакля наводит на размышления и аллегории. Коммунисты хотели создать то, чего в принципе не может существовать: рай на земле (у Мережко - «мельница счастья»), причем с помощью насилия. Поэтому у них эта «мельница» и не получилась. Нужна новая идея, старые лозунги не работают.
Андрей Дмитриев.
Фото автора и Ильи Демина.