Первый канал заявил о громкой премьере - многосерийном фильме «Высоцкий». Отличий от прокатанной пару лет назад полнометражной ленты, по крайней мере, три. Картину поделили на четыре серии, из названия ушла вторая часть - «Спасибо, что живой». Ну и главное - теперь анонс фильма звучит так: «Сергей Безруков в роли Высоцкого...»
Уж сколько копий было сломано из-за широко разрекламированной ленты! Люди, близко знавшие Высоцкого, плевались со страшной силой, досталось и сыну Никите, написавшему сценарий, и вышеупомянутому Сергею Безрукову, чье участие в картине долгое время скрывали. Заядлому острослову Валентину Гафту даже приписали фразу: «Умереть не страшно. Страшно, если потом тебя сыграет Безруков». Валентин Иосифович от слов, ставших вмиг крылатыми, открестился, однако подписаться под ними пожелали многие. Теперь, такое ощущение, нас ждет вторая волна обсуждений и осуждений. И создатели фильма к ней подготовились - раскрыли, если можно так выразиться, все свои карты.
- Я испытываю огромное уважение к Сергею Безрукову, который долгое время оставался безымянным исполнителем, - говорит Никита Высоцкий. - Считаю, что Сергей один из лучших наших актеров, сверхпрофессиональный человек. Те задачи, которые были перед ним поставлены, задачи уникальные - ни один актер из ныне живущих не смог бы выполнить. Я считаю, что на сегодняшний день это его главная работа в кино!
Считает ли так сам Сергей - вопрос интересный. Но то, что работа была из ряда вон, - это уж точно.
Во-первых, грим, который также был подвергнут всеобщей обструкции (говорили, что Высоцкий, несмотря на название, совсем не живой). Как теперь рассказывают создатели фильма, грим Сергея Безрукова ежедневно занимал четыре часа. Еще полтора - актера разгримировывали. Причем съемки пришлись на пик жары 2010 года, когда были побиты все температурные рекорды. Ни одна съемочная группа в покрытой смогом Москве не снимала, все съемки были остановлены - работала только группа «Высоцкого».
Ну и, во-вторых, сама роль, образ, который еще долго будут припоминать Сергею. Все-таки Высоцкий в России больше, чем поэт или актер...
Кстати, ни одного другого артиста, снявшегося в фильме, критические стрелы не зацепили вовсе. Почему-то не вызвали отторжения у особо информированных зрителей ни Иван Ургант, ни Оксана Акиньшина, хоть и играли вполне конкретных исторических персонажей.
- Персонаж моего героя собирательный. Это скорее артист Всеволод Абдулов, но внешне никаких пересечений с артистом Абдуловым у меня нет, - говорит Ургант. - На Ивана Дыховичного я тоже на самом деле похож разве что прической. Но Дыховичный на тот момент уже и не был очень близок с Высоцким, насколько я знаю. А ростом я вообще больше похож на Бориса Хмельницкого.
На том, что собирательным является и персонаж последней возлюбленной Высоцкого, настаивает в свою очередь сценарист.
- Мы постарались уйти от внешнего сходства, от других реальных вещей, - рассказывает Никита Высоцкий. - Когда я начинал писать сценарий, меня сносило к конкретным людям, которым я поначалу даже старался делать их собственные речевые характеристики. Потом мы решили, что этого делать не надо. И я очень доволен работой Акиньшиной.
Больше всего претензий было к сюжету, который многие считали неправдоподобным, вымышленным, лишь выдаваемым за некую правду. Но и на это у сына Высоцкого есть свои возражения.
- Я считаю, фильм правдивый. Это не правда документа, но художественная правда, которая, на мой взгляд, иногда нужнее и выше, чем правда факта. Основное, чем я руководствовался, - своими разговорами с близкими отцу людьми. Сейчас, когда люди пишут мемуары, они фильтруют то, что рассказывают. Многого уже не помнят, многое допридумывают. Они думают, как будут выглядеть в этих мемуарах. А то, чем я руководствовался, то, откуда мои чернила брались, - это период моего становления, пора такой общей искренности. Она была не для печати, не для мемуаров, не для истории. Просто люди говорили, что-то рассказывали друг другу, в том числе и мне. И мне, может быть, больше, чем кому-то другому: во-первых, я хотел этого, а во-вторых, я был сыном их друга.
Так что же получится в итоге? И чем 4-серийная версия будет отличаться от фильма, который в 2011 году собрал в прокате почти $30 млн и не был раскритикован разве что ленивым?
- Это не четыре серии одного фильма. Это четыре фильма «одной серии», - интригует Никита Владимирович. - Та же история, но теперь есть возможность лучше разглядеть героя. Понять его и его время. Время Высоцкого... Четыре часа настоящей жизни.
Максим Неверов
Фото kinopoisk.ru