Новости культуры и искусства
2693 | 0

Почему билеты в Пушкинский музей подскочили вдвое?

Знаменитые европейские музеи начинают выходить из режима принудительной изоляции, распахивая свои двери для посетителей. Билеты во многие из них - бесплатные, чего не скажешь об отечественных заведениях.

Почему билеты в Пушкинский музей подскочили вдвое?
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

19 мая парижане отпраздновали возобновление работы грандиозного музея - Лувра. Он был закрыт из-за пандемии и понес ущерб из-за нереализованных билетов на 40 миллионов евро. Билеты в кассах Лувра стоят 15 евро, правда, для живущих на социальные пособия и безработных вход в музей бесплатный.

Почти одновременно с Лувром открылись в Лондоне Британский музей и галерея Тейт. Здесь музеи мирового масштаба имеют статус национальных и полностью финансируются государством, поэтому вход в них бесплатный. Эта щедрость, чем бы она ни объяснялась, совершенно неприемлема для российского Министерства культуры. В Москве платить требуется за все.

Сегодня, чтобы посетить одновременно все экспозиции Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, нужно заплатить около тысячи рублей. Получается, как в Лувре, - около тех же 15 евро, хотя в Париже экспозиция громадная и гораздо больше оригиналов. Пенсионеры за поход в музей заплатят вдвое меньше, хотя и 500 рублей для них сумма немаленькая.

В Пушкинском цены взмыли вверх после того, как из Главного здания переместили в стоящий рядом флигель драгоценную экспозицию французских импрессионистов и постимпрессионистов из собраний Сергея Щукина и Ивана Морозова. В результате из одного музея получились два, а величественные залы Главного здания потеряли самую ценную часть коллекции, находившуюся там несколько десятилетий. Посетителям пришлось платить двойную цену - отдельно за вход в Галерею искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков и в Главное здание.

Причиной переселения импрессионистов из изначально предназначенных для них залов может являться не только стремление разделить экспозицию и увеличить вдвое доход музея. Легендарный директор Пушкинского музея Ирина Антонова была одержима идеей воссоздания в Москве коллекций французских импрессионистов. Они были поделены между Пушкинским музеем и ленинградским Эрмитажем Сталиным после того, как он ликвидировал московский Музей нового западного искусства. Как пишет Антонова в своих воспоминаниях, в 1948 году Сталин подписал грозное постановление, гласившее, что этот музей «пропагандирует западное искусство». Его коллекция была закрыта. Запрещенные картины вновь стали выставляться только после смерти Сталина.

Галерея открылась для возвращения французских картин из Эрмитажа в Москву и для фактического воссоздания уничтоженного Сталиным музея. На пресс-конференции в 2005 году Антонова, рассказывая об открытии Галереи искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков, говорила именно об этом. Но картины из Эрмитажа в столицу никто не вернул. В 2013 году в ходе прямой линии с Владимиром Путиным Ирина Антонова попросила его посодействовать возвращению изначально принадлежавших Москве картин. Но... воз с импрессионистами и ныне в Питере, мечта Антоновой ушла вместе с ней. Зато доход Пушкинского удвоился, а на освободившемся от шедевров месте в Главном здании устраиваются далекие от искусства знаменитых художников представления сомнительной ценности американского видеоарта.

Николай Иванов.

Фото: Pixabay.com

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.