Литература
2468 | 0

Дани Лаферьер: «Родина писателя – это его библиотека»

Дани Лаферьер: «Родина писателя – это его библиотека»
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Дани Лаферьер приехал в Москву, чтобы рассказать читателям о своей новой книге «Почти забытое искусство праздности».

Книга необычна точно так же, как и ее автор – член Французской Академии и лауреат множества престижных литературных премий. Книга рассказывает об умении любить окружающий мир вопреки всему; способен на это только тот, кто и сам открыт миру, чей ум пытлив, а сердце не терпит лени.

Книга связана с традицией внимательного отношения к жизни, когда не ускоряющийся темп современности захватывает нас, а когда человек, останавливаясь и оглядываясь по сторонам, открывает для себя то, что беглому взгляду не всегда удается заметить.

Но читателей, собравшихся в «Библио-Глобусе», интересовала не только книга, но и личность автора – не каждый современный писатель сможет удостоиться стать членом ведущего ученого сообщества Франции, существующего с семнадцатого века.

Что же это за загадочная организация – Французская Академия?

В 1629 году молодые интеллектуалы собрались, чтобы поговорить о литературе и политике. И сделали это очень на «французский манер»: ни ранг, ни сословие – только талант служил ключом для вступления в этот небольшой кружок литераторов. А уже в 1634 году кардинал Ришелье создал из кружка официальный государственный орган, ведающий вопросами литературы и французского языка.

В Академии единовременно работают только 40 пожизненно избранных членов, в разное время ими были Расин, Корнель, Буало, Лафонтен, Вольтер, Гюго, Шатобриан и другие великие французы. А вот теперь – и Дани Лаферьер.

«Академия – один из самых совершенных механизмов человеческого разума, поэтому она до сих пор существует. Даже Великая Французская революция не смогла ее уничтожить», – с уважением замечает автор.

Каким образом рождалась эта книга, можно ли ее рассматривать как нечто целостное, или это просто разного рода заметки?

По многолетним наблюдениям Лаферьера, мы очень мало знаем о «дыхании читателя», о том, как он воспринимает книгу – писатели чаще всего пишет «наощупь», абстрагируясь от читательских предпочтений. Но ведь жанры устанавливают литературоведы в университетах и вряд ли найдется хоть один человек, который, приходя в книжный магазин, говорил бы себе: вот сейчас я куплю книгу того или этого жанра. Все происходит совсем не так!

Выбор читателя – вещь загадочная и непонятная. Что ему больше понравится: увлекательная история с захватывающим сюжетом, загадочный мир, в который нас погружает автор, или такая проза, которая балансирует «на грани», где ритм фразы играет бȯльшую роль, нежели развитие сюжета?

«Лучший критик – это читатель», – уверен Лаферьер, – «и, когда писатель работает, у него на памяти вся библиотека из книг, которые он ранее прочитал. Для того, чтобы написать достойную книгу, нужно очень много читать – совершенно разную литературу, хотя бы для того, чтобы сказать себе: я могу лучше».

Но ведь между шедеврами и откровенной халтурой есть огромная масса другой литературы – не всегда фееричной и роскошной. Такие книги служат другим целям: вызывают нежность, симпатию, утешают в беде. Мы понимаем, что имеет в виду Лаферьер…

В книге ощущается соединение двух культур: американской и европейской. Какая культура вам ближе?

Лаферьер – канадский писатель гавайского происхождения. «Когда говорят о родине, чаще всего имеют в виду территорию, хотя писатель берет свое начало не в пространстве, а во времени, хочет существовать как можно дольше в сердце читателя, – философствует Дани, – Поэтому родина писателя – это не страна, это его библиотека, которая сама по себе является концентрацией времени. В вашей читательской вселенной все писатели разных эпох живут одновременно».

Лаферьер рассказал о том, насколько сложно современным писателям из стран третьего мира: в этих странах, как правило, нет организаций, поддерживающих литературу, поэтому часто им невозможно бывает соперничать с авторами из Германии, Франции, США, России.

Писатель становится классиком, когда его поддерживает его страна, когда большое количество людей может прочесть его книги.

«Но вот парадокс: читатель покупает мою книгу, хотя она стоит намного дороже, чем книга Дени Дидро. Роль читателя огромна – именно он делает независимый выбор, не подчиняясь давлению и пропаганде. Такой читатель – это часть литературы, это то, ради чего литература существует»!

Ксения Ангел, 

внештатный корреспондент.

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.