Лужина тогда была недосягаема: снималась в культовых «На семи ветрах», «Тишине», «Вертикали», объездила весь свет, ее многочисленные романы, свадьбы и разводы обсуждала вся страна… В прошлом году Ларисе Анатольевне исполнилось 85 лет. Какие воспоминания греют ее?
«ТАКСИСТЫ НАС НЕНАВИДЕЛИ»
- Лариса Анатольевна, сейчас вы снимаетесь нечасто. Скажите, а о преподавании на актерском когда-нибудь думали?
- Когда-то давно мне предлагали преподавать в институте культуры… Вы знаете, когда у нас была перестройка, на «Мосфильме» снимался один фильм в год и работы совсем не стало, это было ужасное время. Нам, актерам, негде было сниматься, театры стояли пустыми, мы все искали куда податься, чтобы выжить. Кто-то пошел на стройку, как Владимир Ивашов. Светлана Светличная убирала у каких-то богатых людей. Гена Корольков, тоже известный артист, работал гардеробщиком в театре киноактера.
Каждый устраивался как мог. А нам очень повезло. Мой муж был администратором, у него был друг, который стал заниматься бизнесом, торговал нефтью. У него появились деньги, и он подарил нам 500 долларов. Для того времени это была большая сумма, и мы с мужем решили поставить спектакль.
У Николая Коляды есть такая пьеса «Курица», наш Театр киноактера разрешил нам на сцене бесплатно репетировать. Нам нашли режиссера, и мы смогли сделать эту постановку. Зарабатывали копейки, но тем не менее мы были в своей стихии, не мыли полы, не торговали на рынке.
А затем нам с Татьяной Конюховой предложили преподавать в детском центре, там были кружки народного творчества, прикладного искусства, балет и прочее. У Тани была своя студия, у меня - своя.
Я помню, что четыре года занималась с детьми со второго по шестой класс, и мне этого хватило на всю жизнь. Почувствовала, что не мое. А Татьяне, наоборот, безумно нравилось преподавать. Она перешла в институт культуры, много лет вела актерскую мастерскую, отдавала всю себя работе, очень любила студентов и в институте пропадала с утра до вечера.
- Значит, о преподавательском опыте у вас остались не лучшие воспоминания. А что вспоминать приятнее всего?
- Конечно, больше всего запомнилась студенческая жизнь. Если вспоминать прошлое, это единственное, куда бы я хотела вернуться: в студенческие годы и именно в общагу. Я жила в общежитии ВГИКа, и это был удивительный мир, такое «государство в государстве».
В общежитии режиссеры жили на первом этаже, операторы - на втором, у сценаристов был четвертый этаж, у актеров - пятый, и мы все ходили в гости друг к другу. Жили дружно, общей семьей… Вспоминаю эту жизнь, потому что она была совершенно удивительная.
- А вам хватало на жизнь? Многие актеры вспоминают, что в студенческие годы жили едва ли не впроголодь.
- У нас была стипендия 23 рубля, как могло хватать этих денег на жизнь? Мы все тратили в первые две недели, а потом ходили по этажам и занимали друг у друга.
Рядом со ВГИКом была гостиница «Турист», она и сейчас там есть, там была стоянка такси, таксисты стояли, ждали туристов. И ненавидели тот день, когда студенты получали стипендию. Мы в общагу всегда ходили пешком, а когда получали стипендию, все вываливали из института, набивались битком в машину и ехали в общежитие. И стоило это 50 копеек! И таксисты нас просто ненавидели, потому что из-за 50 копеек они упускали хороших клиентов…
В общаге мы проводили поэтические вечера, это были 60-е годы, тогда начался всплеск поэзии и бардовской песни. К нам приходил Муслим Магомаев, он был еще студентом, играл нам на рояле. У нас в комнате для гостей стоял рояль, он сидел, закинув шарф вокруг шеи, и курил сигарету. Он курил беспрерывно. Я еще думала: ничего себе, сигарету изо рта не вынимает и такой голосище, как же он не бережет голос?..
В праздники мы все собирались: актеры, режиссеры, операторы; накрывали общий стол. Это была интересная веселая творческая жизнь. Поэтому именно в то время я бы с удовольствием вернулась…
«Я ПОШЛА ПО РУКАМ»
- Вы переиграли столько ролей в кино. А была ли какая-то заветная роль, которая в вашей жизни так и не случилась?
- Я всегда мечтала сыграть Вассу Железнову, потому что по природе у меня мягкий характер, я не лидер, не борец, который может постоять за себя. Знаковой считается роль в фильме «На семи ветрах», где я сыграла такую нежную, добрую, трогательную девочку, верящую в святую любовь. Как у нас говорили, «голубая героиня». Вот я сыграла такую Светлану, и мне стали предлагать подобные роли. Ростоцкий дальше не стал со мной работать, как, например, с Вячеславом Тихоновым, тот стал его талисманом. А я, что называется, пошла по рукам. (Смеется.)
Попадала к разным режиссерам, и мне не предлагали ничего нового. После картины «На семи ветрах» был фильм «Тишина», очень хорошая работа Владимира Басова. Но это почти то же самое. И мне как актрисе не очень интересно было там работать. А вот сыграть что-то характерное, яркое, на разрыв аорты не получалось. Мне очень хотелось сыграть Вассу, нравилось, что это женщина-лидер, сильной воли, крепко стоящая на ногах, такая железная. И мне казалось, если бы я сыграла Железнову, то и сама в жизни стала бы жестче.
- Зато благодаря роли в картине «Золото» вы, например, научились мастерски драться…
- Актер должен уметь все, в том числе и убедительно драться в кадре. В фильме «Любовь Серафима Фролова»» я так избивала ремнем своего экранного мужа, которого играл Геннадий Юхтин, что он, несчастный, потом долго ходил в синяках…
Еще был фильм «Так начиналась легенда» про Юрия Гагарина. Я играла маму Гагарина, а Георгий Бурков - отца. И у нас на съемках произошла смешная история. Отец по сюжету заболевает воспалением легких, его жена ставит ему банки, лечит.
Снимаем сцену, у меня серьезное выражение лица. А Жора Бурков меня смешит. Уткнувшись в подушку, говорит: «Лариска, хватит уже мучить меня банками». Я не выдерживаю, смеюсь, приходится останавливать съемку, режиссер ругается, а я говорю: «Не могу работать, меня Бурков смешит».
Долго мы не могли снять эту сцену, наконец-то сняли. Приходим на следующую смену, и Бурков рассказывает, как пошел с друзьями в баню, разделся - и все друзья-актеры увидели у него на спине синяки. Спросили: «Жора, где же ты такую страстную бабу нашел? Весь в синяках». Он отмахнулся: мол, это Лариса Лужина… У всех удивленные лица… Потом, конечно, пояснил, чтобы не было лишних разговоров.
- Ну а что для вас фильм «Вертикаль», еще одна знаковая картина?
- С этим фильмом я объехала весь Советский Союз, была в таких местах, что трудно себе вообразить… До сих пор помню северное село Ербогачен в Иркутской области. Летела туда на самолете Ан-2. Приземлились на каком-то заснеженном поле, 40 градусов мороза, меня встретили на мотоцикле «Буран», потом мы пересели в сани, запряженные лошадьми, и поехали в сельский клуб. Он был полон народу, все ждали фильм «Вертикаль». А после сеанса ко мне подошел мальчик и сказал: «Лариса Анатольевна, вы завтра улетаете в Москву, я очень люблю Владимира Высоцкого, знаю все его песни, смотрел все его фильмы. Ербогачен очень далеко от Москвы, я туда никогда не попаду. И очень прошу, чтобы вы положили на его могилу белые гвоздики…»
А пацаненку лет 13, тоже Володя. Я не знаю, откуда он узнал, что Высоцкий любил белые цветы, именно гвоздики, но говорю: «Хорошо, я выполню твою просьбу». Он мне протягивает купюру. «Володечка, миленький, - останавливаю его, - я уж как-нибудь найду деньги купить эти цветы». «Нет, Лариса Анатольевна, - говорит, - мне важно, чтобы вы именно на эти деньги купили гвоздики».
Когда вернулась в Москву, я поехала на Ваганьковское на могилу Высоцкого. Еще не было памятника, не было ограды, просто стояли гитара и его портрет. И меня поразило, что в начале апреля еще лежит снег, а люди идут с цветами. Это был 1984 год, не было столько цветов как сейчас, когда их продают на каждом углу. А его могила была усыпана свежими цветами…
Но больше всего меня порадовало то, что я смогла выполнить просьбу того мальчика. Так что хочется пожелать, чтобы люди по-доброму относились друг к другу. Чтобы мы любили и берегли свою родину. И хочу пожелать в новом году всем мирного неба над головой!
Анжела Якубовская
Фото: PERSONA STARS