По данным исследования холдинга «Ромир», граждане РФ стали меньше смотреть телевизор и отдают предпочтение социальным сетям.
Если до февраля 2022 года Первый канал смотрели 33,7% населения, то в июле - уже 25,5%. Охват аудитории телезрителей «России-1» сократился с 30,9 до 23%, а НТВ - с 21,1 до 16,6%. «Большая тройка» госканалов впервые уступила мессенджеру Telegram, охват которого с февраля по июль подскочил с 19,1 до 26,8%. И непраздный вопрос: о чем свидетельствуют эти перемены?
Со дня основания современного российского государства главным инструментом воздействия на общество стало телевидение, которое разные деятели попытались прибрать к рукам. Б. Березовский приспособил ОРТ (первый канал) для достижения политических целей и по совместительству для бизнеса. В. Гусинский задействовал для того же НТВ. А потом эти двое использовали федеральные (!) телеканалы для сведения счетов.
«Разгул демократии» 90-х на голубом экране длился недолго, однако наглядно продемонстрировал, сколь мощным оружием может стать телевидение и в политической, и в межклановой борьбе. Помнится, небезызвестный телеведущий Е. Киселев в прямом эфире каялся, что по приказу «семибанкиршины» НТВ протащило в президенты на выборах 1996 года полуживого Б. Ельцина.
Страну также потрясла циничная атака некоего «телекиллера» С. Доренко на имевших шансы на президентских выборах Е. Примакова и Ю. Лужкова. Это наглядно показало всем, стремившимся во власть, силу и безнаказанность телевидения. Именно поэтому на смену тогдашним олигархам пришли федеральные власти со всеми их традиционными для России нравами.
С тех пор аудитория ТВ изменилась. Аналитики «Ромир» констатируют, что молодежь не только перестала смотреть телевизор - тем более на первых кнопках, но и создала почти убийственный мем: «Теперь мы запрещаем своим родителям смотреть телевизор».
Люди среднего возраста смотрели ТВ от случая к случаю, в смысле «от нечего делать». И лишь для пожилых граждан ТВ осталось чуть ли не единственным средством коммуникации с внешним миром.
Сейчас аналитики «Ромир» отмечают падение рейтингов ТВ-передач и среди старшего поколения. В большинстве своем это люди консервативных взглядов и приверженцы действующей власти. Их можно на какое-то время соблазнить высокими речами и обещаниями, но по определению нельзя долго удерживать в рамках повестки властей. Тем более что и повестки-то не сформулировано.
По мнению ряда экспертов, власть решила включить механизмы активного формирования общественного мнения в РФ через ТВ еще в начале 2000-х. И с тех пор процесс этот совершенствовался и усугублялся, приобрел черты жесткой и тотальной пропаганды.
Эти черты примитивны до слез. Сначала объяснение трудностей страны некими происками внешних врагов, потом манипуляции цифрами статистики о «стабильной» ситуации в экономике и социально-экономической сфере. Клятвенные уверения, что власть 24 часа в сутки думает о народе и вот-вот найдет рецепт, как сделать хотя бы относительно сытыми и обеспеченными 20 млн бедных.
Когда на тройке федеральных телеканалов открыто и честно озвучивались острые вопросы общества? Когда представители власти давали на них честные и адекватные ответы? Отсюда у людей, привыкших верить федеральным властям, возникает совершенно естественный когнитивный диссонанс. Например, заходишь в «Гастроном» в предвкушении, а взглянешь на цены - и волосы дыбом! Вот это расхождение между реальностью и тем, что описывают бравые дикторы в телевизоре, и заставляет людей отворачиваться от привычного экрана.
«Когда мы говорим, что население уходит от телевидения в соцсети, это не означает, что власть полностью перестает контролировать информационную повестку для населения, - уточняет политолог Павел Салин. - Для власти также является неприятным то, что именно старшая возрастная группа теряет интерес к телевидению, потому что в последние годы опорными для власти были именно группы людей старшего поколения. Власть поняла, что она теряет молодежь, что позиции неустойчивы среди людей среднего возраста, поэтому власть всегда делала ставку на людей старших возрастов. И то, что люди старших возрастов демобилизуются, это для власти тоже неприятный сигнал».
По утверждениям «Ромир», усугубляет ситуацию уход значительной части аудитории в Telegram за более сложной и менее черно-белой повесткой. Чиновники на телевидении рисуют для граждан позицию упрощенно радикальную. И это закон жанра: пропаганда должна быть проста и примитивна, без изысков, чтоб доходила в лоб и сразу. Но подобная схема недолговечна, рано или поздно перестает работать.
В Telegram подобное не проходит. «Власть лишается возможности проводить радикальную черно-белую мобилизацию, потому что те инструменты, те тезисы, которые уместны на телевидении, в Telegram неуместны», - отмечает П. Салин.
Очевидно, что главный инструмент пропаганды затупился. А управлять соцсетями гораздо труднее, чем несколькими кнопками на ТВ. Сумеют ли власти сделать из этого правильные выводы?
Григорий Алексеев.
Фото: ADOBESTOCK