Кино и ТВ
1788 | 0

Режиссер-документалист Владимир Кузнецов: «Что сказал бы Шукшин о современном кино? Скорее всего, нелитературно …»

Режиссер-документалист Владимир Кузнецов: «Что сказал бы Шукшин о современном кино? Скорее всего, нелитературно …»
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

На Алтае завершился Шукшинский фестиваль – ежегодный, памяти Василия Шукшина. Сейчас в тех же краях проходят дни памяти Михаила Евдокимова (он ушел из жизни 7 августа 2005-го).

Режиссер-документалист, председатель Алтайского отделения Союза кинематографистов Владимир Кузнецов был близко знаком с обоими легендарными земляками, некоторыми воспоминаниями он поделился с «Миром новостей».  

- Василию Шукшину в следующем году исполнилось бы 90 – видимо, дату будут особенно широко отмечать. А в этом году, неюбилейном, на фестиваль члены его семьи приезжали? 

- В этом году нет. Лидия Николаевна (вдова, Федосеева-Шукшина – авт.) не смогла приехать по состоянию здоровья, однако записала видеообращение со словами приветствия. 

Но на Алтае осталось довольно много родни Василия Макаровича, из самых близких родной племянник Сергей - сын сестры, он приезжает. Всегда бывает и Мария Ивановна – первая жена Шукшина. Ей тоже под 90. 

У нее и в молодости были, и сейчас изумительные синие глаза, очень доброе лицо. Она скромный человек, придет, тихо сядет в сторонке. Немногие из приезжающих на фестиваль сейчас, знают, кто она. Она свою любовь к Василию Макаровичу пронесла через всю жизнь.  До сих пор любит его, это видно. Семьи, детей у нее нет – не сложилось. Она одна.  

- Правда, что на вашу судьбу Василий Макарович повлиял?  

- Правда. Я заканчивал школу в двенадцати километрах от того места, где снимали «Печки-лавочки». И мы на велосипедах ездили на съемки – посмотреть. Я тогда собирался в сельхозинститут. Потому что папа-агроном. А тут, увидев, как снимают кино, Шукшина в фуфайке и кепке серой, прожектора, камеры, рельсы – я заявил родителям, что буду поступать во ВГИК.

Они мне в ответ: «с ума сошел, ты на тройки учишься, какой ВГИК». Но я подналег на учебу и поступил, на курс выдающегося кинодокументалиста Сергея Евгеньевича Медынского. Закончил в 1984 году. Снял около 45 фильмов, стал лауреатом многих отечественных и международных фестивалей.  

- Вы снимали кино о Михаиле Евдокимове, Валерии Золотухине, были с ними дружны. Какими они остались в вашей памяти?  

- Оба, безусловно, личности. Миша - настоящий русский мужик, из глубинки, знал душу своих соотечественников, жителей села. Большая душа, широкая. Ранимая. У него слезы выступали на глазах, когда видел чужое горе, горячо сочувствовал. 

Местным старикам деньгами помогал из личных средств, и даже, бывало, заборы приколачивал – сам, лично, понимая, что одинокой старухе, например, больше некому помочь. Люди его любят и помнят.

Иногда, правда, возникают споры, каким он был губернатором, грамотным или «не дотягивал». Я считаю, мог бы со временем стать отличным «управленцем». Просто времени, к сожалению, не хватило вникнуть в хозяйственные дела, а ушел на взлете.  

Я считаю его героем нашего времени. У нас сейчас, к сожалению, иногда пытаются ставить в пример героев зарубежных. Супермэнов каких-нибудь. А ведь у нас имеются свои великолепные люди, талантливые, которые могли бы стать примером для молодого поколения.  Мы сделали цикл фильмов о наших великих земляках. О Евдокимове. О Михаиле Калашникове. О Василии Шукшине, Валерии Золотухине.  

- Жаль, что федеральные каналы эти фильмы практически не показывают, нынче там популярен иной жанр – шоу.  

- К сожалению, прошло время, когда и в кинотеатрах очереди стояли даже на мои фильмы. «Плотина», был такой, экологический, документальный. Очереди стояли в кассы!  Сейчас даже работы отечественных мастеров жанра редко увидишь, разве что по каналу «Культура». А молодым и вовсе на экраны не пробиться.  

Зрителей отучили от хорошего кино, приучив к клиповому мышлению. К сожалению, потребуются годы, чтобы повернуть процесс вспять.  

- Что можете сказать о Валерии Золотухине, с которым вы близко дружили?  

- Он сложный был человек. Противоречивый. Грешный, как сам о себе говорил. Но интересный, общение с такими личностями дорогого стоит.  

- На ваш взгляд: что они, будь живы, сказали бы о современном художественном кино – Шукшин, Золотухин…  

- Я думаю, Василий Макарович за словом в карман бы не полез, у него лексика была … народная, выражений не выбирал – припечатает так держись. И Валерий Сергеевич не был от современного кино, мягко говоря, в восторге. Далеко не на все предложения сыграть ту или иную роль соглашался. Хотя в его творческой биографии последних лет его работы спорные, которые не все принимают.  

- «Дозоры», например?  

- За «Дозоры» я в свое время получил нагоняй от Лидии Николаевны Федосеевой-Шукшиной. Мы этот фильм включили в шукшинский кинофестиваль. Потому что других свежих картин с участием Валерия Золотухина не было. Она мне позвонила: «Володя, что ты делаешь - в шукшинский фестиваль такой фильм включил?!» Ей не нравился категорически, она меня отругала.  

А в этом году для шукшинского фестиваля мы и вовсе с большим трудом набрали материал - несколько фильмов, которые отвечают духу Василия Макаровича более или менее. А ведь фильмов снимают много! Но смотреть нечего, и выбирать не из чего…  

- Вы общаетесь со вдовой Михаила Евдокимова Галиной.  

- Она светлый и очень добрый человек. Сейчас она находится у нас на Алтае, приезжает сюда каждый год в дни памяти мужа, вместе с дочкой, внуком Мишей, который с годами всё больше становится похож на знаменитого деда.

В октябре мы вместе с Галиной Николаевной примем участие еще в одном замечательном фестивале – «Я люблю МИР», он пройдет в Ялте. Автором идеи выступила известный писатель, журналист, общественный деятель Светлана Корелова.  

Кстати, вот вам хороший пример. Мой фильм «Я вернусь» о Михаиле Евдокимове не был показан ни на одном канале телевидения! Однако, благодаря Кореловой и ее проекту «Эхо Алтайского фестиваля», его посмотрели в нескольких десятках стран мира. А это не меньшая аудитория просмотра, чем на отечественном федеральном канале.  И фильм получил главный приз на международном фестивале в Испании. То есть благодаря энтузиастам, таким как Светлана, фестивальное движение в настоящее время фактически взяло на себя просветительскую функцию центрального телевидения.   

Ну а фестиваль «Я люблю МИР» пройдет с 1по 5 октября. В Жюри принимает работы на конкурс. Мы с нетерпением ждем работ, подробная информация на сайте. http://ilovemir.ru/ 

Участники фестиваля – дети от 12 лет. Надеюсь, будут открыты новые имена, а кинематографисты из разных стран смогут познакомиться, пообщаться - великолепная площадка для общения, обмена идеями. 

Ялта выбрана не случайно. Сейчас внимание всего мира приковано к этой территории. Я думаю, давно пора прекратить споры, чья она – а объявить Крым территорией мира.  Это самое главное сейчас – сохранить мир на планете. Потому что все больше слышится воинствующих призывов. Сохранить мир очень важно. Страшнее войны нет ничего.  

Но вернемся к кино. У вас есть идеи, рецепты – как поддерживать достойных авторов, продвигать качественное кино?  

- Продвигать достойное (и не – клиповое!) кино надо. В том числе документальное, которое, как ничто, развивает в том числе аналитическое мышление. Была принята куча программ, например, «кино в школе»: показывать, бесплатно, мировую классику. Но проект провалился. Потому что в школах отказали: мол, дети  и так перегружены.   

Что делать - надо начинать с законодательного уровня. Волевыми усилиями заставить телевидение, и школы показывать достойные киноработы. Других способов я не вижу.  

Беседовала

Виктория Катаева.

Фото из личного

архива В.Кузнецова

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.