На сей раз из пыльных кладовых истории извлечена фигура Льва Троцкого. Что поделаешь, каковы времена - таковы и исторические личности...
Хотите революции? Получайте сериалы о кровавом терроре. Намек мы все поняли, не вопрос. Революция - нехорошо, революция - это ужас и страдания, и нам она не нужна. Вот только зачем же превращать злого гения в персонажа исторической клоунады?
В сериале «Троцкий» от исторической справедливости - только фамилии действующих лиц. От остального - как от козлика из песенки - остались только рожки да ножки. Да и эти остатки поданы попроще, так, чтобы молодежь не скучала, - в форме видеокомикса. Быстро сменяющиеся картинки, надписи на экране, короткие фразы, разжеванный до мякиша сюжет. С другой стороны, если молодежь сегодня по-другому не понимает, почему бы и нет.
Куда интереснее и удивительнее тот факт, что сериал «Троцкий» создан вовсе не для того, чтобы исторические события сохранить и показать. Если вдуматься, создатели «Троцкого» не столько революцией интересовались, сколько вопросом о том, мучила ли Троцкого совесть. Воображаемые психиатры вовсю копаются в голове у вымышленного революционера и выдают результаты этого выдуманного сеанса нам на экраны.
Результаты, кстати, вполне определенные. И выводы тоже однозначные. Да, дорогие товарищи, Троцкого мучила совесть. Под старость лет, в теплой Мексике, в объятиях Фриды Кало он очень сильно переживал. Можно даже сказать, раскаивался и с призраками загубленных душ разговаривал. Прощения просил.
Препарировать сознание и подсознание преступников - это, конечно, интересно, и на этой теме многие фильмы, да и книги вышли. Да чего уж там, в определенной степени даже «Преступление и наказание» Достоевского - это попытка покопаться в голове у преступника, зарубившего старушку топором. А если Достоевскому можно, мы чем хуже?
Татьяна Веденская.