Он вообще последнее время, по понятным причинам, редко появляется на публике - есть о чем молчать. Однако, как выяснилось, не только настоящее, но и прошлое Кончаловского таит в себе тайны.
О некоторых из них нам поведал легендарный постановщик трюков в советском кино Николай Ващилин.
КАК ПРОПАЛИ БРИЛЛИАНТЫ
- На съемках фильма «Дворянское гнездо» в кадре были необходимы бриллианты. Андрон (так режиссера называют родные и друзья. - Ред.) взял настоящие у своей мамы Натальи Петровны. И кто-то утащил драгоценности из гостиничного номера.
«Когда я пришел к маме и повинился, - рассказывал мне Андрей, - она только произнесла: «Значит, нам надо было за что-то расплатиться этими бриллиантами - судьба просто так не возьмет». А мне было стыдно перед ней, как никогда в жизни».
КАК ПОССОРИЛИСЬ ЖЕНЫ
- Наталья Петровна была удивительно мудрой женщиной. Помню, однажды вторая жена Андрея Наталья Аринбасарова (она и сын Егор после развода оставались членами клана) поссорилась с супругой Никиты Михалкова Татьяной. Не знаю, что стало причиной, но Наталья Петровна собрала обеих невесток и очень спокойно, но твердо сказала им: «Если из-за вас вдруг поссорятся мои сыновья, голов вам не сносить». Больше ссор не было.
КАК РАЗОБРАЛСЯ С ДИРЕКТОРОМ
- Работать с Кончаловским всегда было удовольствием. Сдержанный, интеллигентный. Он никогда не повышал голос (в отличие от брата Никиты, с которым я также работал и общался, - вот он гневлив и бывает несдержан).
Мы с упоением обсуждали кадры, например, «Сибириады» (где очень сложные трюковые съемки). Когда находили интересное решение сцены, Андрей радовался как ребенок - никакого пафоса и надутых щек.
Не могу не отметить его справедливого отношения. Я руководил группой каскадеров. Подготовив трюк перепрыгивания с сосны на сосну, затребовал для моих каскадеров повышенный гонорар - по 100 рублей за дубль.
Директор картины заартачился: мол, подумаешь, какой-то прыжок, за что платить такие деньжищи? Андрон очень спокойно предложил ему пройти в люльку крана, который использовали на съемках. Директор, ни о чем не подозревая, прошел. И тут же был поднят Андроном на половину высоты сосны. После этого путешествия жадина притих и уже без слов оплатил каскадерам их работу.
КАК СТАЛ «ПРЕДАТЕЛЕМ РОДИНЫ»
- В 1980-м Кончаловский уехал работать в США. Писал мне, звонил, говорил, что не все складывается, но без работы не сидел - кино, правда, не снимал, но читал лекции по русской литературе студентам.
А вот в Союзе от него многие отвернулись. Досталось тогда и мне. Был шепот за спиной, что «дружу с Кончаловским, а он предатель родины». Меня даже не выпустили на стажировку в Париж.
Со временем Андрей освоился за границей, познакомился с нужными людьми, начал снимать кино и там - очень хорошее. Ну а потом и в России настали иные времена, железный занавес пал. И он смог вернуться. Могу сказать, что в отличие от некоторых других людей из нашего окружения того времени он сумел сохранить себя. Да хранит его Бог.
Мария Чернышова.
REX/FOTODOM