На телеканалах в последнее время чуть ли не каждая премьера - сериала или развлекательного проекта - вызывает концентрированный выброс критики и негатива со стороны зрителей. Почему?

Самый свежий пример - новое скетч-шоу Михаила Галустяна на ТНТ и значительно обновленный формат «Кто хочет стать миллионером?» на Первом с Юлианной Карауловой вместо Дмитрия Диброва.
ТНТ в своем анонсе «Галустян +» обещал, что комик «вместе с приглашенными звездами будет неожиданно, дерзко и ярко смеяться над актуальными и злободневными проблемами». Зрители прильнули к экранам... А потом завалили соцсети и сайты уничижительными рецензиями: «Жалкая попытка реанимировать «Нашу Рашу», «Убогое зрелище!», «Полный шлак!»
Досталось и «Миллионеру», точнее - новой ведущей Юлианне Карауловой: «Очень плохая замена Диброву», «Передачу теперь невозможно смотреть», «Уберите эту певичку!» и т. д. Подключился даже продюсер Павел Рудченко, который заявил, что «Караулову в принципе никто не воспринимает как высокоинтеллектуального человека, даже если она имеет это качество» и что «однозначно рейтинги программы упадут».
До этого и зрители, и телеэксперты отчаянно ругали «Шоу Воли» (ТНТ) и практически все биографические сериалы, которые выходили один за другим: про Шаляпина («Россия 1»), про Раневскую и про «Песняров» на Первом. Надо сказать, что и раньше любой проект - художественный или развлекательный, новый или переделанный старый - критиковали. Но всегда можно было найти значительное количество и положительных высказываний, а теперь наблюдается явный крен в негатив. Почему?
- Телевидение не должно обижаться на зрителя, который ругает его за все, что бы оно ему ни предложило, - считает известный телеведущий Владимир Березин. - Почему? Потому что само виновато. Когда-то телевидение выполняло социальную функцию: просвещало, развлекало. А теперь оно перестало греть душу. Оно предлагает совсем не то, что от него ждут. Поэтому зрители смотреть - смотрят, это уже привычка, но чувствуют разочарование. Образно говоря, им приходится общаться не со старым добрым другом, а с человеком сомнительного происхождения. То, что не нравятся сериалы, это полбеды. Их посмотрели, покритиковали и забыли. Другое дело - различные шоу. Они ведь через пару недель не исчезают с экранов. И вот зритель смотрит и негодует.
Скажите, чем поражают те новые шоу, которые сейчас ругают, - шоу Воли, Галустяна? Ничем. Они не могут поразить, потому что сделаны по старым выкройкам. И напоминают пародию на те проекты, которые до этого уже были. Зрителю это не нравится. Если решили сделать похожее, то оно должно быть ярче и интереснее. «Шоу Воли» должно быть ярче «Вечернего Урганта», «Галустян+» - ярче «Нашей Раши» и так далее.
А то, что публика воспримет в штыки переделку программы «Кто хочет стать миллионером?» и замену ведущего на ведущую, это заранее можно было спрогнозировать. У этой передачи давно сложившаяся аудитория, ее зрители смотрели годами, и они хорошо знают, что это за шоу и каким оно должно быть. Точнее - каким оно было.
Дибров - профи в своем жанре. Он обладает важнейшими качествами ведущего - умением слушать, слышать, импровизировать. И вот на его место пришел новый человек - молодая, симпатичная девушка. Юлианна Караулова. Она - певица. Но дело в том, что если ты становишься ведущим, то должен полностью себя этой профессии посвятить. А не заниматься ею между делом, когда у тебя нет концерта.
Певица должна петь, актер - играть в спектакле и сниматься в кино. А профессия ведущего — это отдельная, сложная стезя. Она не предполагает, что ты скроешься за музыкой, за стихами, за текстом роли, за дублем. Ты должен уметь быть со зрителем здесь и сейчас. Юлианна делает все, что в ее силах... Но люди привыкли к другому. Их не поразил новый, более броский уровень этой программы.
Стоит сказать по поводу всех шоу вообще: если зритель ругает — значит, не получилось. Все просто. Создатели этих проектов ставили цель впечатлить и не впечатлили. Пусть работают дальше, что-то с этим делают.
Михаил Нечаев.
Фото: Первый канал,
С. Ведяшкин/Агентство «Москва»