Евгений Миронов достиг настоящих вершин - сыграл космонавта Алексея Леонова, впервые вышедшего в открытый космос. Однако наш разговор со знаменитым актером начался с небольшой (а может, даже и большой) интриги...
- Извините, что я в кепке, - виновато сказал Евгений про свой головной убор, который он не снял и в помещении. - Я сейчас снимаюсь в одной картине, у меня на голове выбрита часть волос, и, чтобы не пугать вас, я останусь в таком виде. Я даже дома так хожу...
Немного поразмыслив, мы поняли, что Евгений Миронов играет Ленина в фильме Владимира Хотиненко. Недавно режиссер рассказал о новой картине, но отказался называть исполнителя главной роли, и вот теперь, кажется, все стало на свои места.
Однако расспрашивать актера об этой работе не имело никакого смысла - Евгений, как и все творческие люди, суеверен. А вот о фильме «Время первых» он рассказал с удовольствием.
- Для меня это поступок: мы смогли это сделать! - не скрывая гордости, говорит Миронов. - Меня спрашивали: «Это наш ответ Голливуду и их фильму «Гравитация»?» Да какая там «Гравитация» - у нас круче! Актриса Сандра Баллок на съемках летала в большом пространстве, у нее там было множество мелких тросиков присоединено. Мы же с Костей Хабенским (он исполняет роль Павла Беляева - командира корабля. - Ред.) сидели в маленьком аппарате вдвоем, у нас 40 килограммов только один скафандр весил! И в этих условиях надо было еще играть катастрофу!
- Тяжелые скафандры, наверное, очень мешали работе?
- Под конец съемок мы из них просто не вылезали. Но не потому, что нам так нравилось, дело в том, что каждое освобождение из скафандра занимает много времени плюс для этого нужно задействовать большое количество людей. Вот мы и оставались в них во время небольших перерывов. При этом руки и ноги все время были в полусогнутом состоянии - эти скафандры предназначены же для полетов в космос, а не для хождения по земле.
- Как готовились к съемкам?
- Мы с Константином Хабенским прошли весь «курс молодого бойца», а точнее - космонавта. Много занимались спортом - для нас разработали специальную программу, которая рассчитана на повышение выносливости. А после этого началось самое тяжелое.
Для меня, как оказалось, главная сложность была не физическая, а психологическая. Снимали в маленьком пространстве, было огромное количество мешающих деталей, тросов. Скафандр опять же... И вот тут надо было справиться с собой, и я как-то даже засомневался: полетел бы я по-настоящему в космос или нет? Это ведь очень тяжелая вещь!
- Насколько я знаю, вы побывали и на космодроме?
- Да, я был в ноябре на Байконуре, присутствовал при запуске ребят, которые, кстати, и сейчас все еще находятся на орбите, по глазам я старался понять их психологическое состояние. К полету в космос до сих пор многие, как и я сам, относятся как к чуду.
Человек преодолевает какие-то просто немыслимые вещи. Мы сейчас здесь, на Земле, вокруг нас - друзья, знакомые, родственники, привычные вещи. А они очень далеко, и одни, оторванные от всего, даже от Земли. В этом есть некая таинственность. И мы первые в свое время раскрыли эту тайну - полетели в космос, вышли в космическое пространство. И имеем полное право этим гордиться!
- Насколько вам было важно во время работы над фильмом общаться с Алексеем Леоновым?
- Он нас вдохновил. Эта история абсолютно реальная, несмотря на то что она при этом такая фантастическая: Алексей Архипович должен был раз шесть или семь погибнуть. При этом сам он - обаятельный человек, который до сих пор обращает внимание на то, как к нему подошла секретарша...
Рассказывал ли он про свои подвиги? Знаете, на недавней встрече со школьниками Алексей Леонов много рассказывал о генеральном конструкторе космических аппаратов Сергее Королеве. Но при этом ни слова не сказал о своем детстве, о том, что был восьмым ребенком в семье, что в 37-м году забрали его отца, что однажды он босиком зимой шел в школу...
Я вставил об этом монолог в фильм. Для меня важно было понять, откуда берутся герои. Они же к нам не с Луны прилетают - они рядом с нами. И я очень счастлив, что Алексей Архипович не убил меня, посмотрев эту картину!
Валерия Хващевская.
Фото В. Тараканова.
МЕЖДУ ТЕМ
Кто же был «первым»?
Известный писатель Сергей Литвинов (его творческий дуэт с сестрой Анной знают любители детективов) заявил, что еще несколько лет назад представил продюсерам синопсис фильма об Алексее Леонове. И предположил, что его идею могли украсть...
- Для тех, кого еще не накрыла массированная реклама, скажу, что фильм «Время первых» посвящен драматичнейшему полету в космос корабля «Восход-2» с экипажем из Алексея Леонова и Павла Беляева. Но никто не знает (в титрах нет никакого упоминания), что идею снять такой фильм первыми высказали мы с Аней, - уверяет Литвинов. - Весной далекого 2013 года мы написали синопсис под названием «Молодые, красивые, первые». И послали четверым продюсерам, с которыми в ту пору имели дело. (Письмо от 16 мая 2013 года у меня сохранилось среди «отправленных».)
Вот первые слова того нашего давнего синопсиса: «Байопик, фильм-биография летчика-космонавта Алексея Леонова, который первым в мире вышел в открытый космос. История его полета и его жизни была переполнена чрезвычайно драматическими перипетиями, из которых он, советский летчик, офицер, друг Гагарина, вышел с честью - спас и себя, и друга, и технику. Во всяком случае драматических событий в том полете произошло не меньше, чем в экспедиции «Аполлона-13», о которой снят фильм с Томом Хэнксом...»
Похоже, не правда ли, на то, что показывают в трейлерах? И вот минуло почти четыре года - да, примерно столько обычно проходит времени от идеи до ленты. Фильм снят. Нет, не кем-то из тех, кому мы посылали синопсис. И, может быть, конечно, это случайность. Возможно, кому-то еще примерно в те же дни пришла столь замечательная идея. И слово «первые» в названии тоже явилось ему само по себе. И вообще, идеи авторским правом не охраняются. И история эта по большому счету не наша, а генерал-майора Алексея Архиповича Леонова. И все-таки: когда будете смотреть кино, вспомните, с кого оно началось...
М.Н.
Фото из архива
С. Литвинова.