Юрий Николаевич Белкин, заслуженный летчик гражданской авиации и личный пилот Сергея Павловича Королева, поделился с «Миром Новостей» воспоминаниями о главном конструкторе.
- Во времена легендарных полетов Гагарина, Терешковой, Леонова советские люди знали, кто такой Королев?
- Конечно, нет. Когда по радио и телевидению объявляли об очередном полете в космос, то назывались фамилии космонавтов, а Королева прятали за таинственную формулировку «главный конструктор». Считаю это неправильным, поскольку даже наши прямые конкуренты из США прекрасно знали, кто стоит за этими успехами.
- Королев был жестким человеком?
- Когда касалось дела - очень жестким. Любимая поговорка: «По шпалам отсюда пойдете у меня!» Это если кем-то был крайне недоволен. Но я ни разу не слышал из его уст ни единого грубого слова в чей-либо адрес, не припомню случая, чтобы Королев на кого-то кричал. К подчиненным обращался только на «вы».
- В течение семи лет Сергей Павлович носил на себе клеймо врага народа. Он рассказывал вам об этом периоде жизни?
- Не только рассказывал, но и показывал. Мы летели в Иркутск вместе с Сергеем Павловичем и его супругой. И Королеву захотелось показать одно из мест своего заключения - иркутский Александровский централ. Мне пришлось сделать над ним несколько кругов.
Кстати, эта тюрьма для него знаковая. Вместе с большой группой заключенных его должны были переправить водным путем из Иркутска в Магадан на золотые рудники, но Королев серьезно заболел и был временно оставлен в камере. Как потом оказалось - к счастью. Транспорт с заключенными по пути попал в шторм и затонул. Не спасся никто.
- Но на золотых приисках Магадана побывать все же пришлось...
- По его рассказам, это были страшные места: урки не любили интеллигентов, издевались над ними, избивали. Там Королеву серьезно повредили верхнюю часть позвоночника. Этим объясняется тот факт, почему он не мог повернуть голову в сторону своего собеседника. Приходилось поворачиваться всем телом.
Спасение пришло в 1942 году, когда он был переведен в шарашку - так называли секретное военное конструкторское бюро. Свою роль сыграло то, что Королев когда-то занимался созданием первых советских ракет.
Шарашка располагалась в Москве недалеко от Белорусского вокзала, в начале Ленинградского проспекта. Вместе с ним там работали многие выдающиеся ученые и конструкторы, например Туполев. Шарашка - та же самая тюрьма, но с нормальной едой, теплом и хорошими условиями труда. В заключении Королев провел с 1937 по 1944 год.
- Враги, завистники у Королева были?
- Они, мягко говоря, не очень были дружны с Глушко, ставшим впоследствии генеральным конструктором НПО «Энергия». У каждого было свое видение освоения космоса. Например, на королевской суперракете Н-1, предназначенной для отправки космонавтов на Луну, стояли двигатели конструктора Николая Кузнецова, а Глушко очень хотел установить на ней двигатели своей разработки, но не случилось. Кстати, после серии неудачных пусков проект Н-1 был свернут. Возможно, этому способствовала и безвременная смерть Королева.
- А вас Сергей Павлович не приглашал в отряд космонавтов?
- Звать - не звал, но разговор об этом был. В те годы в космос летали только военные. А чем гражданские летчики хуже? Я даже спортом усиленно заниматься начал: бегал, в бассейн часто ходил - готовился. А после смерти Сергея Павловича в 1966 году перестал тренироваться.
- Фотографий, где вы рядом с Королевым, не осталось?
- Фотографироваться с ним было категорически запрещено. И мне не хотелось объясняться потом с особистами.
- Вам приходилось встречаться с Гагариным?
- Горжусь, что у меня сохранился автограф Юрия Алексеевича. Он был частым моим пассажиром при полетах на Байконур. Много разговаривали об авиации. И мое мнение такое: не нужно ему было садиться за штурвал после своего космического полета. А ему летать хотелось. Великий человек и космонавт номер один! Но как летчик...
У него налет был всего 500 часов, а то и меньше. Не надо было первому космонавту рисковать собой. Он же летал с нами на все пуски, он руководил отрядом космонавтов. Не стоило в авиацию возвращаться.
- Космонавты из первого отряда были, наверное, богатыми людьми?
- Космонавтам платили совсем не много, даже, сказал бы, ерунду. Правда, сразу после возвращения с орбиты давали машину и квартиру. Но что такое «Волга» за космический полет? А квартиры давали где? В Чкаловском. Самые обычные советские квартиры без каких-либо признаков роскоши. Это позднее для них коттеджи в Москве построили в районе телецентра, Останкинского пруда и Юсуповского дворца. Зато у них были слава и всенародная любовь.
- Юрий Николаевич, вы летчик с очень большим стажем. Приходилось участвовать в московских воздушных парадах?
- Воздушные парады в Москве проводились по всем большим советским праздникам. При их проведении использовался такой прием: самолеты пролетали над городом особым строем и своими фюзеляжами складывали слова и фразы. Лозунг «Слава Сталину!» я уже не застал, а вот в слогане «Слава КПСС!» поучаствовать довелось. Мой самолет замыкал «славу».
- Вы бывали дома у Королева?
- И не раз. Супруга Сергея Павловича очень любила выращивать цветы, и я привозил ей глушители от авиационных двигателей, имевших конусообразную форму. В холода ими было очень удобно укрывать цветы. Дом практически в центре Москвы был подарен ему правительством СССР. Помню, туда даже привезли из Индии сандаловое дерево для внутренней отделки, и в доме стоял необычайно приятный запах. Сейчас это дом-музей академика Королева.
- Как думаете, будут ли еще у России главные конструкторы такого масштаба?
- Конструкторские бюро работают, приходит талантливая молодежь... Но раньше было вдохновение и огромное желание работать. И не было такого явления, как нецелевое использование выделенных на космос денег. Проще говоря, средства не разворовывались.
Валерий Мальчев.
Фотохроника ТАСС,
фото из архива Ю. Белкина.