Назвался груздем - полезай в кузов! Так что у Первого канала ситуация практически безвыходная: все время надо доказывать, что Первым называешься не зря. И так уже 30 лет!..

Да, ровно 30 лет первая кнопка на пульте подключает зрителей ко всему самому интересному, что может предложить телевидение. И это стало поводом для разговора с советником генерального директора АО «Первый канал» Александром Ильиным.
- Александр Витальевич, с какими вызовами в течение этих 30 лет приходилось сталкиваться?
- Вызовов много разных было, как и у всех. Мы ведь все в одной стране живем. Переживаем вместе со всем нашим народом трудности роста, становления. И слава богу, удалось создать флагманский канал, который никогда не изменял своей сути и всегда оставался первым. И не только в плане подачи информации и генерации развлекательного контента. Очень важно и то, что у нас социально ответственный канал. Только Первый реализовывал и продолжает реализовывать крупные социально значимые проекты. Он не просто вещает, а еще является организатором многочисленных благотворительных акций.
- Например?
- Помните, когда было разрушительное наводнение на Дальнем Востоке, Первый канал провел благотворительный марафон «Всем миром», в ходе которого удалось собрать почти 900 миллионов рублей. И на эти средства был построен целый поселок для людей, утративших жилье из-за стихии.
Вспомним также премию «Призвание». Эта награда для выдающихся врачей учреждена Первым каналом совместно с Минздравом России и вручается ежегодно аж с 2001 года. С 2003-го проводится акция «Стань первым!» - для помощи детям с ограниченными возможностями, детям, оставшимся без попечения родителей, и многодетным семьям. С 1997-го проводится акция «Первый в армии!» совместно с Минобороны, когда телеведущие и знаменитости приезжают с подарками в воинские подразделения. Нельзя не упомянуть и наши акции в пользу детей с онкологией. Например, благотворительный аукцион «Добрый свет». И совместный проект с Русфондом…
- А если выбирать передачу - символ Первого канала, какую назовете?
- Затрудняюсь назвать какую-то одну, потому что мы все свои проекты стараемся сделать знаковыми. Но есть такие программы, которые называют легендарными. Из социально ориентированных - это «Умники и умницы». Из долго живущих - «Поле чудес». Старейшая информационная передача - «Время». Самая любимая юмористическая программа и тоже одна из старейших - КВН. Невозможно уже представить отечественное телевидение и Первый канал без «Что? Где? Когда?». Заслуженной любовью зрителей уже много лет пользуется «Голос». Ну и так далее… Вот как тут выделить передачу-символ? Не получится.
- Сегодня зрители все чаще за новостями и развлечениями обращаются в интернет. Многочисленные видеоблоги, телеграм-каналы и т. д. перетягивают одеяло на себя. Является ли это проблемой для Первого?
- Телевидение в любом случае найдет своего зрителя, потому что внимание аудитории привлекает не сама площадка, на которой происходит трансляция чего-либо, а контент. Людям не так важно, где смотреть, им важно, что смотреть! А наша команда неустанно работает над тем, чтобы было это «что». И в наивысшем качестве. Мы просто стараемся быть самыми-самыми во всем. Самыми первыми и самыми лучшими. Поэтому и остаемся флагманским каналом.
Хочу заметить, что интернет в своем технологическом смысле - важная площадка для Первого. Канал получил в интернете дополнительную и очень обширную аудиторию. Все наши программы доступны в интернете, зритель может смотреть их в удобное время и пересматривать полюбившееся.
- И напоследок хотели бы выведать кое-какой секрет. Есть информация, что Первый канал в ближайшем будущем запустит ряд проектов с использованием искусственного интеллекта. Можно подробнее?
- Как вы понимаете, у нас до выхода тех или иных передач эмбарго на подробности. Но действительно готовится ряд проектов с использованием искусственного интеллекта. Как он будет задействован - секрет. Но это будет очень интересно. Следите за анонсами!
Лидия Мезина
Первые 30 лет: как это было?
Константин Эрнст:
- Когда появилось кино, стали хоронить театр. Когда появилось телевидение, стали хоронить кино. Когда появился интернет, стали хоронить телевидение. Но все это разные способы взаимодействия между людьми, передачи смыслов, эмоций, информаций. Они дополняют друг друга, но не отменяют. Более того, если театр, кино и телевидение создают свой неповторимый контент, то интернет в основном транслирует чужой. Так что похоронным командам просьба не беспокоиться. Как не исчезли кино и театр, так в ближайшие десятилетия не исчезнет и телевидение. Потому что телевидение - это не сигнал с Останкинской башни. Телевидение - это контентная команда, люди, которые в состоянии каждый день делать контент определенного качества. Ну а уровень качества этого контента и сообщает о том, на каком канале работает эта команда.
Леонид Якубович:
- Первые две съемки «Поля чудес» я от внутреннего зажима орал так, что звукооператор чуть не оглох и заявил, что больше так работать не может. Я понял, что дело - труба, и сказал: хорошо, я ухожу. Меня никто не отговаривал, мол: «Перестань, как тебе не стыдно! Ну что ты! Мы видим твой потенциал!» И другими умными словами не утешал. А просто сказали: «Хорошо, черт с тобой, приходи еще раз, крайняя съемка и дальше решай сам». Я пришел в четвертую студию. Это было буквально за 10 минут до эфира, зрители уже сидели. Из-за кулис услышал, как им объясняют, что они несказанно везучие люди, так как сейчас у них на глазах вспыхнет новая восходящая звезда. Я даже перекрестился за кулисами. Подумал: «Слава богу, они кого-то нашли и теперь от меня отстанут». После этого в студии неожиданно объявили: «Вот он перед вами». И меня вытолкнули вперед. У меня, что называется, ноги отнялись. Но после тех слов в мой адрес весь зал встал, грохнули аплодисменты, и я просто уже не мог подвести. Меня подхватила эта волна, понесла, я провел съемку. И остался.
Елена Малышева:
- Я помню, как меня утверждали. Делала пилот я, и делала пилот Татьяна Друбич - суперзвезда, актриса, которая на тот момент была кандидатом наук. Я тоже была кандидат, но кто меня вообще знал? Считала, у меня нет шансов. И вдруг говорят: Константин Эрнст принял решение, что вы будете ведущей. А дальше закрутился маховик с огромной скоростью, пошла реклама: «К нам возвращается «Здоровье». Малышева примеряет халат Белянчиковой». И ты будто песчинка, которую возносит куда-то, думаешь только об одном: нельзя подвести, нельзя подвести. С этой мыслью и работаю на Первом канале с 1997 года.
Яна Чурикова:
- На первый сезон «Фабрики» поначалу не понимали, как народ набирать. Никто же не знал, что это за проект такой диковинный. Хотя по телевизору рекламу крутили со звездами, которые зазывали на «Фабрику». По учебным заведениям искали, по колледжам музыкальным. По знакомым даже спрашивали: а есть ли кто поющий? И вот так с миру по нитке набрали... Зато на втором сезоне была мощная очередь на кастинг, а к третьему - она уже несколько раз обвивалась вокруг Останкинского пруда. Это было что-то с чем-то! Люди реально номера записывали на руках.
Лариса Гузеева:
- Когда мне предложили вести программу, я подумала: «Боже, никогда! Меня же должны снимать Кончаловский, Звягинцев, Спилберг. У меня ведь совсем другая жизнь». Месяц думала, а потом пошла! Но мой образ со временем менялся. Первый, где я была королевой в окружении подданных, не прижился. Все пошло на лад, только когда я сказала: «Ладно, мы одинаковые. Только я не подарок». Потому что не подстраиваюсь ни под кого, в каждый момент такая, какая есть. Женихи и невесты тоже попадаются разные. У нас случаются с ними конфликты, не без того. Но именно из этих столкновений и рождается нечто человеческое, совсем как в жизни.
С суфлером я не работаю. Пока иду от гримерной до студии, в голове рождается собственный сценарий ведения. Продюсеры давно махнули на меня рукой и разрешили «гулять по буфетам».
Уже 17 лет как я веду программу. Таких долгих взаимоотношений с коллегами у меня в жизни еще не было. Сказать, что это мои близкие люди, - ничего не сказать, это уже мне родственники.
Фото: В. Тараканова,
Первый канал