Выставка «В ожидании январского грома» в Историко-литературном музее города Пушкина, представленная к 80-летию полного освобождения Ленинграда от блокады, раскрывает трагические страницы оккупации и освобождения бывших царских резиденций 14 января 1944 года в ходе Красносельско-Ропшинской операции «Январский гром» 110-м стрелковым корпусом под командованием генерал-майора Ивана Васильевича Хазова были освобождены Пушкин и Павловск.
Долгих три долгих года все ждали этого дня, а он пришел, как всегда, внезапно. Такова была тактика проверенных войной полководцев. К сожалению, при прорыве нашими войсками укрепрайона между Псковом и Островом генерал Хазов получил смертельное ранение. Перед кончиной он попросил похоронить его в Пушкине – первом городе, который в ходе операции был освобожден его корпусом. Да, к этому времени мы уже умели не только отступать, перебрасывая за собой мощный тыловой оборонительный комплекс, - но и наступать.
Улица генерала Хазова в Пушкине является сегодня красивым въездом в город дворцов и парков, но далеко не все жители этого относительно нового района готовы ответить на вопрос, кем был и чем отличился генерал, имя которого они произносят так часто. Годы делают свое дело…
Приблизить реалии войны и освобождения Царского Села и Павловска к живущим ныне поколениям ставит своей целью вышеназванная выставка. Трагические страницы военного прошлого она раскрывает через призму личных и семейных отношений очевидцев тех лет, воспоминаний людей, оказавшихся как в блокадном Ленинграде, так и в оккупированных городах.
На открытие выставки были приглашены ветераны, школьники, студенты, представители администрации Пушкина и его ближайшего соседа Павловска. Как отметила, открывая экспозицию, директор музея Елена Николаевна Лермонтова, специалисты ставили главной целью укрепить память поколений о Великой Отечественной войне, бережно и предметно передавая ее ребятам юного возраста. Не случайно именно школьники стали не только участниками события, но подчас и докладчиками по главным направлением выставки.
Следуя специфике и направленности историко-литературного музея, в экспозицию вплетены также отклики на события этого дня творческой интеллигенции Ленинграда и его пригородов.
Так, скажем, поэтесса и признанный моральный камертон блокадного города Ольга Федоровна Берггольц была одной из первых, кто приехал в составе делегации деятелей культуры в освобожденный Пушкин. В радиоэфире она сообщила жителям Ленинграда, что город великого русского поэта освобожден! Неженское бесстрашие позволило ей рассказать о картине страшных разрушений на месте прежде роскошных загородных царских резиденций:
«Мы приехали в город через несколько часов после его освобождения <…> Пушкин лежал в развалинах, и ни одного человека, ни одного не встретили мы на своем пути. Немцы не оставили в Пушкине русских людей. Кого-то замучили и убили, кто умер от голода, кого угнали в Германию… Неживая тишина и полное трагическое, угрюмое безлюдье царили на улицах, среди обугленных, полувзорванных или сожженных домов и молчаливых черных парков. О, хоть бы один человек, хоть бы старуха какая-нибудь выползла из подвала и попалась навстречу – потому что нестерпимо хотелось встретить здесь долгожданного, родного, своего, обнять его, поплакать вместе с ним слезами радости, погоревать над разорением… и, улыбнувшись, сказать друг другу: «Ничего. Обстроимся, наладимся».
Стихотворение, посвященное этой поездке, размещено на одном из стендов музейной выставки. Настоящим гимном жизни становится его финальная строфа:
И вдруг в душе, в ее немых глубинах
Опять звучит надменно и светло:
«Все те же мы: нам целый мир
чужбина,
Отечество нам Царское Село».
В этом же разделе выставки представлен, в частности, документ о том, как фашисты повесили не склонившую перед ними голову школьницу. Все вместе взятое вызывает устойчивое неприятие войны и фашизма, как недопустимого отклонения от всех социальных и человеческих норм. Соседний раздел рассказывает про особо ценимые на дорогах войны простые вещи, связанные с воспоминаниями о мирном утре, домашнем тепле, любви –внимание посетителей неизменно привлекают представленные в витринах письма с фронта или, скажем, столик с патефоном и вертящейся на нем старой пластинкой с хорошей советской песней.
Это собрание военных реликвий в полном смысле слова можно назвать народным, и сегодня особые слова благодарности хочется сказать представителю культурного царскосельского сообщества Сергею Викторовичу Выжевскому, средней общеобразовательной школе Пушкинского района № 530 и поисковому отряду «Высота» за предоставленные для выставки материалы.
Наталья Корконосенко
Фото автора и Д. Опря