Новости культуры и искусства
2017 | 0

Евгений Крылатов: «Верю, что не напрасно прожил эту жизнь»

Евгений Крылатов: «Верю, что не напрасно прожил эту жизнь»
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Умер знаменитый композитор Евгений Крылатов.

Совсем недавно - в феврале - автор бессмертных песен «Прекрасное далеко», «Крылатые качели», «Три белых коня» и десятков других отмечал 85-летие. Весной же журналист «МН» встретился с маэстро. Настроение у Евгения Павловича было не слишком радужное. Сказал, что юбилей не отмечал и не планировал, четыре года назад похоронил жену, большинства друзей уже тоже нет... Так уж вышло, что это интервью стало для мастера последним.

ВДОХНОВЕНИЕ НЕ ПОСЕЩАЕТ ЛИНИВЫХ

- Евгений Павлович, когда к вам пришла слава?

- Это случилось после выхода мультфильмов про Умку («Ложкой снег мешая», была такая песня) и «Дед Мороз и лето». Потом были уже фильмы - «Приключения Электроника», «Чародеи», - где одна из моих самых любимых песен - «Загадка женщины». «Три белых коня», как мне кажется, любой бы мог написать. А «Загадку женщины» - не каждый, она изысканная, мне, как музыканту, нравится больше.

- Успех пришел, когда вам было уже под 40. Не обидно, что поздновато?

- Я не принадлежу к тем счастливчикам, которым все легко дается: шел и нашел миллион. (Улыбается.) Жил в Перми, учился в музучилище, планировал поступать в Свердловскую консерваторию. Но тут Московская консерватория устроила смотр - отбор талантливых студентов музыкальных училищ по всей стране. Выбрали человек 20, в их числе оказался и я.

Меня рекомендовали в Москву на композиторский факультет. Приехал сдавать экзамены, два завалил: предмет «Гармония» (у нас в Перми такой не преподавали) и историю партии. Пошел забирать документы, но ректор Александр Васильевич Свешников сказал: выучите и сдадите потом. То есть меня все равно приняли. Но по окончании консерватории пришлось помыкаться. Ни работы, ни жилья, ни прописки. А уже были жена и ребенок, потом второй... Как-то выруливали. Непросто было, но справились.

- Что же вас вдохновляло на создание произведений?

- Чайковский сказал, а я повторю: вдохновение не посещает ленивых, композитор должен работать, как сапожник. Я, как все люди, ленив. Но музыка для кино такая штука: хочешь не хочешь, а материал надо сдавать. И я сажусь за работу. Проходит час, два... - и вдохновение пришло!

КАРАЧЕНЦОВ ОТКАЗЫВАЛСЯ ПЕТЬ ПОСЛЕ МИРОНОВА

- А как рождались ваши хиты?

- У каждого своя история. Например, поэт Юрий Энтин написал слова к песне «Качели» для фильма «Приключения Электроника». Это была совсем другая песня, не такая, как вышла в итоге. Не хватало строк для запева, а припев был очень длинным. Решили, что нужен другой вариант песни. Уже пришли записывать на студию, а нового припева Юра еще не придумал.

Энтин прилег на диванчик с ручкой и тетрадкой и писал прямо в студии. Через некоторое время вручил мне тетрадку со словами: «Ты меня мучаешь переписываниями - вот, получай «Крылатые качели», - то есть он мою фамилию как бы от обиды в песню ввернул. Времени менять не было. Тогда я и подумать не мог, что будет шлягер.

- Режиссер «Электроника» Константин Бромберг, слышала, планировал делать продолжение фильма.

- Это было лет 10 назад. Теперь вряд ли сделает, наше время прошло - осталось только мемуары писать.

- Вам точно есть что написать. С такими артистами работали!

- С Андреем Мироновым, Николаем Караченцовым, Александром Абдуловым, Ларисой Долиной... Миронов - человек грандиозного обаяния, юмора, самоиронии.

Сейчас написанную персонально для него «Песенку о шпагах» исполняет Дмитрий Харатьян, и, по-моему, неплохо. Поначалу Харатьяну было трудно, потому что бесконечно сравнивали с Мироновым.

А «Прощание с Петербургом» исполняет Михаил Боярский. Меня часто спрашивают, в чьем исполнении песня мне больше нравится - Миронова или Боярского? Я отвечаю, что, когда слышу Миронова, на глазах выступают слезы, а от исполнения Боярского в горле встает ком.

В 1999 году я планировал концерт по случаю своего 65-летия и пригласил спеть «А Иваново - город невест» Колю Караченцова. Прежде исполнял все тот же Андрей Миронов. Коля отказывался - петь после Андрея большая ответственность. Но я очень просил. Он вышел на сцену, извинился перед залом: «Я не хотел исполнять, но Евгений Павлович заставил». Спел не по-мироновски, по-своему, но замечательно.

- С Олегом Табаковым вы тоже песню записывали.

- Да, «Я все чаще замечаю» для мультфильма про Простоквашино. Олег Павлович - гениальный артист, но вот выдающимися вокальными данными не обладал. Я предложил ему: пусть гитарист берет аккорд, а вы пойте, как хотите. То, что вы слышите в мультфильме, - чистая импровизация Олега Павловича.

В ГЛАВНОМ Я СЧАСТЛИВ

- Вы сотрудничали и с Евгением Евтушенко. Каким он был?

- С ним было легко. Великий, но не обижался на замечания. Как-то я отправил ему мелодию к песне для одного фильма, он в ответ прислал слова. Я перезвонил, говорю: «Мне не очень нравится». Он пообещал переделать. И переделал. Позже мы еще не раз работали. Был один фильм (к сожалению, он не вышел на экраны), Евтушенко написал песню, там гениальный припев:

Задержись, задержись

                               навсегда

Даже падающая звезда.

Задержись навсегда,

                               задержись

Наша неповторимая

                               жизнь.

В последний раз мы говорили по телефону. Он позвонил и попросил: «Ты мог бы написать музыку к гимну города Иркутска?» Я честно ответил: что гимны никогда не писал, но попробую. Вскоре Евтушенко умер.

- Сейчас вы работаете?

- Значительно меньше, чем раньше. Ведь моя жизнь связана с кинематографом - писал музыку для фильмов и мультиков. Но в 1990-е кино не снимали. А когда снова начали, пришли новые люди - новое поколение и новые команды. Мне работать уже стало не с кем.

Сейчас написал музыку к одной картине, довольно милой. Режиссер - Артур Пинхасов, это его первая лента. Он сам позвонил и попросил поработать. Я поначалу отказался - не слишком хорошо себя чувствовал. Но он упрашивал. Получилась неплохая картина, по стилистике похожа на добрые советские ленты. Я написал музыку, а стихи - очень талантливый автор Татьяна Залужная, зрители знают ее как Любашу.

- Почему-то мало сейчас таких картин и такой музыки, которые хотелось бы пересматривать и переслушивать.

- Мне тоже та - прежняя - культура нравилась больше. Но не хочется попасть в категорию ворчунов, которые беспрестанно жалуются: мол, «в наше время все было лучше». Поэтому не будем ворчать. Тем более есть поводы и для радости. В главном я счастлив: дети у меня хорошие выросли. Павел - сценарист, Мария окончила консерваторию... Ну и песни мои люди поют.

Некоторое время назад я увлекся компьютером, мне сделали сайт, теперь читаю, что пишут в гостевой книге о моей музыке. Очень хорошо пишут! Эти послания повышают мою самооценку, начинаю верить, что не напрасно прожил эту жизнь. (Улыбается.)

Молодые музыканты переводят мои песни в рок и другие современные направления. «Прекрасное далеко» поют все известные артисты, мне особенно нравится исполнение Елены Ваенги, «Время и стекло» - забойные ребята.

...Я живу в самом центре Москвы - в композиторском доме. У одного подъезда висит мемориальная доска Яна Френкеля, у другого - Юрия Шапорина. Шучу, что доски Крылатова еще нет и не скоро появится, умирать-то я не собираюсь. Но место под нее уже на всякий случай протираю...

Виктория Катаева.

Фото: PERSONASTARS

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.