27 июня в рамках VII Московского международного фестиваля искусств в Центральном доме художника состоялся творческий вечер Стасса Шпанина, американского живописца русского происхождения.

Всемирно известный итальянский художественный журнал «Miscellanea» сравнивает Стасса Шпанина с великим Ван Гогом, а вице-президент Российской академии художеств Таир Салахов, открывший творческий вечер, сопоставил с американским художником Робертом Раушенбергом.
Впрочем, трудно продолжать удивлять после таких побед в довольно юном возрасте: первая персональная выставка – в 7 лет, в 12 – Книга рекордов Гиннесса назвала Стасса Шпанина «самым молодым профессиональным художником планеты», в 13 – его картина «Мадонна 11», посвященная теракту 11 сентября, получает прописку в доме Джорджа Буша-младшего. Но, как говорится, show must go on.
К творчеству Стасса Шпанина проявил интерес король отечественной эстрады Филипп Киркоров. Как выяснилось, Филипп Бедросович интересуется не только музыкой, но и следит за тенденциями в современном искусстве. Артист посетил выставку, оценил картины Стасса Шпанина и пожелал творческих успехов художнику.
На встречу с недавним выпускником Хартфордского университета пришли такие известные люди, как Посол Азербайждана в России Полад Бюльбюль-оглы, телеведущая Елена Малышева, директор Московского музея современного искусства Василий Церетели и многие другие.
Телеведущая Елена Ханга отметила: «Стасс Шпанин не только прекрасно рисует историю, но и занимательно рассказывает о своих визуальных экспериментах».
Творческий вечер также почтил своим присутствием известный писатель и историк Эдвард Радзинский. Именно его книга «Последний царь» вдохновила художника на создание цикла работ, посвященного истории России. «Мне нравится визуальная интерпретация исторических образов в работах Стасса Шпанина», – поделился Эдвард Станиславович. Писатель советовал гостям познакомиться с юным художником и его работами.
Рожденный в СССР и выросший в США Стасс Шпанин визуализирует дух царской России, рассказывает о нем на языке современного искусства безо всяких исторических преломлений и стилистических разногласий. «На протяжении почти всего ХХ века судьба Николая II была запретной темой. Я, словно визуальный журналист ХХI века, постарался восстановить историческую справедливость и запечатлеть эту страницу истории современными методами».
Живопись Стасса Шпанина иронична. Ключевой картиной презентации был триптих «Николай II. Теннис в военной униформе», в рамках которого мирно сочетаются военные будни и спортивных досуг дореволюционной элиты. Образы в картинах словно растворяются в пространстве и становятся отпечатками истории, гармонично сливающимися с природой.
Фрагмент картины «Зонт», представленной на выставке, стилизован под черно-белую фотографию. Поскольку для Стасса Шпанина важна документальность его работ, художник старается воссоздать калейдоскоп событий России XIX–XX веков, когда стало развиваться искусство фотографии.
«История не монолитна, а фрагментарна, и подчас невозможно воспринимать ее как единое целое», – рассказывает Стасс Шпанин о серии полотен «Триалектика», в которой изображены несколько слоев истории, объединенные единой композицией. Зритель пытается визуально соединить картину в единое целое, но она все равно рассыпается. Такое «расслоение» достигается художником с помощью соединения слоев полотна по диагонали.
В цикле «Геральдика: естественный отбор» проводятся параллели между