Новости культуры и искусства
6414 | 0

Ахеджакова решила биться до конца

Актриса лишилась возможности выходить на сцену родного «Современника»: с репертуара снят единственный спектакль с ее участием. Но звезда «Служебного романа» намерена биться за продолжение карьеры на родине...

Ахеджакова решила биться до конца
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

На высказывания и поступки актеров, которые так или иначе выступают против политического курса страны, перестали смотреть сквозь пальцы. Их под разными предлогами убирают из театров. Так из МХТ им. Чехова были уволены Дмитрий Назаров с супругой, а недавно Театр им. Моссовета не продлил контракт с Александром Филиппенко. Оба народных артиста уже покинули страну. И вот сейчас все обсуждают судьбу Лии Ахеджаковой, которая пока сохранила за собой место в штатном расписании «Современника», но лишилась единственной роли, которая у нее оставалась в спектакле «Игра в джин». Постановку закрыли. Режиссер Андрей Житинкин считает, что такое решение могло быть принято по экономическим соображениям:

- На спектакль стали хуже ходить. Потому что раньше играл Валентин Гафт, и они с Ахеджаковой собирали аншлаги, а сейчас, к сожалению, этот спектакль аншлагов не собирает, примерно по ползала. То есть с точки зрения экономики могла быть такая претензия.

Однако сама Лия Меджидовна уверена, что на нее начались гонения по заказу некой группы недоброжелателей:

- Меня предупредил директор, что меня больше в репертуаре не будет по требованию каких-то разгневанных людей, которые пишут ему письма. Сижу и плачу. Я все понимаю, знаю, кто это пишет, кто это организовывает, но сделать ничего нельзя.

Тем не менее Ахеджакова все-таки предпринимает некоторые шаги по спасению своей карьеры в России. В частности, актриса попросила о помощи члена совета по правам человека при президенте РФ Еву Меркачеву, которая уже заявила, что у Ахеджаковой действительно «есть недруги, сформировавшие представление о ней как о человеке, который делает безумные высказывания». Меркачева напомнила, что «писали и говорили в том числе известные люди, что она якобы пересылает деньги ВСУ». Но на самом деле «это все бред и обман, это фейк, который угрожает ее собственной безопасности, так как эта ложная информация может подвести ее под статью».

Перебравшиеся за границу оппозиционные артисты и режиссеры призвали Лию Меджидовну последовать их примеру - уехать из России. Но она этого делать не хочет:

- Это моя «Родина-уродина». Нам она нравится, хоть и не красавица. Мне уже 84 года, чтобы отсюда тикать. Пусть они уезжают. Я никуда не уеду, я тут должна все это пережить. Слишком долго живу тут.

Очевидно, что Лия Ахеджакова намерена бороться за продолжение актерской карьеры в России. Но как? Пойдет в суд? Однако председатель Московской городской организации Российского профсоюза работников культуры Лидия Фомина считает, что судиться с «Современником» конкретно в этом случае бессмысленно, потому что «на сегодняшний день такое законодательство, что мы не можем оспорить это решение (о снятии спектакля с репертуара) художественного руководителя».

Возможно, что Ахеджакова просто попытается повлиять на руководство театра через общественное мнение. Что, собственно, она уже и делает, уверяя, что ничего крамольного не говорила и не делала, а все, что ей приписывают, - происки врагов. В любом случае многие считают, что Ахеджакову вычеркивать из нашей культуры все же не стоит - слишком ценный кадр. Об этом сказал, например, тот же Андрей Житинкин:

- Я бы на месте дирекции обязательно предложил Лии Меджидовне новую хорошую роль. При ее уникальном даровании она может играть все что угодно, даже несмотря на возраст.

Евгений Стеблов тоже считает, что у актрисы все еще может наладиться:

- Наше дело травматическое, в основе любого театрального действия - драма. Вот я всю жизнь, с 1966 года, как институт окончил, в театре работаю - сколько драм повидал! На моих глазах снимали Эфроса из Театра им. Ленинского комсомола. Тогда тоже ситуация была непростая - его снимал КГБ, а защищал ЦК комсомола. После того как Эфроса сняли с поста главного режиссера Театра им. Ленинского комсомола и назначили очередным режиссером на Бронную, там у него был очень плодотворный период. Более того, несмотря на его взаимоотношения с властями, он постоянно ставил за границей, причем в капстранах, как ни парадоксально. А ведь можно подумать, что если его КГБ снимал, то ему что-то перекрыли. А ничего не перекрыли, он и в Японии работал. Так что жизнь непредсказуема. Поживем - увидим.

А Валентина Титова уверена, что те, кто в сложные времена встал по другую сторону баррикад, вообще не стоят того, чтобы о них говорить:

- Мне странно вообще обсуждать всех этих людей, которые всю жизнь были будто бы умными и вдруг стали дураками. Зачем о них рассказывают в новостях, пишут в прессе? Слишком много внимания этому уделяется. Эти люди сами выбрали свой путь. Какой смысл про них говорить? Их имена еще и по телевизору объявляют... Не нравится тебе тут - поезжай в Европу, в США! Тебе там покажут, как высказывать свое мнение. Будешь высказывать только то мнение, которое надо, и будешь по одной стороне улицы ходить. Все же предполагают, что там свобода всего - и мнений, и творчества. Как бы не так! Это у нас слишком много свободы. Некоторые такой балаган на русской сцене устраивают, что на душе тошно. Я поражаюсь, что таких людей еще так долго терпят и в театре, и в нашей стране...

Лидия Мезина.

Фото: LEGION-MEDIA.

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.