Кто-то из коллег метко сказал о ней: «Я знаю сотни случаев, когда актеры после сыгранной роли наутро просыпались знаменитыми. Но, пожалуй, не знаю больше ни одного, когда такую известность приносила эпизодическая роль без слов». И действительно, Элеонора Петровна Шашкова на сцене родного Театра им. Вахтангова создала галерею прекрасных женских образов - играла Машу в «Живом трупе» Толстого и Александру в «Идиоте» Достоевского, в пьесах Пушкина, Островского, Мольера, Эдуардо де Филиппо. А стала знаменитой как «жена Штирлица».
- Элеонора Петровна, в этом году у вас красивая «золотая» дата - 50 лет служения одному театру. Какое время было для вас самым золотым?
- Пожалуй, при Евгении Рубеновиче Симонове. В 1963 году он выпустил свой первый режиссерский дипломный спектакль «Вишневый сад», где я играла Раневскую. Именно за эту роль при просмотре на худсовете я была принята в театр Вахтангова. Понимаете, девушка, приехавшая из провинции, без знакомых, без блата... Взяли, посчитали нужным. В тот период я очень много играла. До сих пор храню программку, на которой Рубен Николаевич написал: «Желаю вам такого же успеха во всей вашей творческой жизни в театре». И добавил устно: «Только надо похудеть». Я тогда была такая пышненькая девушка. Так я за лето «закрыла рот», как говорила замечательная Майя Плисецкая, и сбросила сразу
- Вы сказали «девушка из провинции»...
- Я родилась в Батуми. Мой отец, военный интендант, закончил войну в Румынии, а потом всю жизнь мы мотались с ним по пограничным гарнизонам. В Симферополе я поступила учиться в Крымский сельскохозяйственный институт виноделия и виноградарства. И в этот момент случилась беда: два ракушечника упали мне на голову. С сотрясением мозга я попала в больницу, в институте мне дали академический отпуск. В это время я поняла, что мне надо идти в артистки.
- Почему вдруг?
- Я хотела этого всегда! С детства занималась в драматических кружках, пела, училась в музыкальной школе по классу аккордеона. Пока в академическом отпуске была, мы с мамой поехали в Москву, ходили в театры. Я узнала, что есть такое училище - имени Щукина. И загорелась!
- Тот случай, когда не было бы счастья, да несчастье помогло?
- И это действительно так! Мне потом передали такой диалог моих симферопольских знакомых: «Не знаешь, куда пропала Элла Шашкова?» - «Знаю. Ей кирпич на голову упал, и она решила пойти в артистки!» (Смеется.) Но все было не так просто. Моего отца перевели служить на Курильские острова. Он выслал деньги и дал телеграмму с требованием немедленно выезжать туда. Папа был категорически против моего поступления в театральный.
- Аргументы «классические» - несерьезная профессия?
- Естественно! Мол, «артисты ведут бл... жизнь». Поэтому еще два с половиной года я провела на далекой заставе, почти в полной изоляции от цивилизации - ведь навигация на Курилах была всего 3 месяца в году. Работала стенографисткой в Отделе разведки. Параллельно организовала в местном клубе художественную самодеятельность: сама играла на аккордеоне, а огромный хор погранзаставы из ста человек пел на два голоса. Мы даже поставили там спектакль «Судьба барабанщицы»... Тем не менее я там задыхалась и в конце концов не выдержала. Был семейный скандал, папа порвал билет, спрятал мои ботинки. Но меня уже было не удержать. Это был 1959 год.
- Мечтали сниматься в кино?
- Кино для нас было под диким запретом в те годы. Именно за кино были выгнаны из училища Никита Михалков, Таня Самойлова и многие другие известные актеры... Вообще я долго не шла в кино. Аж в 29 лет сыграла жену советского разведчика Тульева в «Ошибке резидента».
- Которого блестяще сыграл Георгий Жженов... Кстати, почему вы именно его называете своим «крестным киноотцом»?
- Он меня очень поддержал во время проб в эту картину. Я же была совсем неопытная как киноактриса, волновалась, а Георгий Степанович поверил в меня. После первого дубля сказал режиссеру Дорману: «Если эту актрису не утвердят, я на площадку не выйду». Повернулся и ушел... Вроде сказал полусерьезно-полушутя, а меня утвердили. А какая личность мощная, какой актер!
- Почему в заключительной серии «Резидента» («Конец операции «Резидент») нет вашей героини? Согласитесь, нелогично...
- Почти четверть века зрители задают мне этот вопрос. А причины не имеют никакого отношения к творчеству, они личные. Как раз в этот момент я встретила своего будущего супруга - режиссера Валентина Селиванова. А клан режиссерский во главе с одним именитым режиссером «восстал»: «Как так? На нас внимания не обратила, а с этим - любовь?» И потом ставили палки в колеса ему и мне. В том числе не сняли меня в последней серии «Резидента». Ведь действительно нелогично: человек наконец возвращается на свою родину навсегда... А жены нет. Моя героиня и в сценарии была, я уже и костюмы мерила... Не пригласили, и все.
- Вашим партнером в сериале «Тени исчезают в полдень» был Петр Вельяминов. Похожая с Жженовым судьба: ни за что девять лет лагерей, Абакан, лесоповал...
- Мне повезло, что в таких трех знаковых фильмах моими партнерами были такие три потрясающих наших российских актера. Вот говорят: нет дружбы между мужчиной и женщиной... Есть! Также и с Вячеславом Васильевичем Тихоновым. Общались редко, но очень тепло. Помню, встретились на 60-летии Владимира Зельдина в Театре Советской армии, и он представил меня своей супруге так: «Тамарочка! Познакомься - это моя «жена»!»
- Если честно, вас не раздражает, когда частенько вас представляют не как заслуженную артистку России, а как «жену Штирлица»?
- Знаете, «жена Штирлица», конечно, штамп народа, но в большей степени ошибка, потому что моя героиня все-таки жена Максима Максимовича Исаева, полковника советской разведки. А так... «Жена Штирлица так жена Штирлица» - я как-то уже привыкла. Тем более что эту картину очень люблю. Хорошо помню нашу встречу с Татьяной Михайловной Лиозновой. Была фотопроба, она посмотрела и сказала: «Завтра съемка». Спрашиваю: «А слова?» - «Слов нет».
- Откуда вообще взялась эта сцена, ведь первоначально ее в сценарии Юлиана Семенова не было?
- Как потом выяснилось, этот реальный эпизод из своей жизни рассказал Вячеславу Васильевичу его друг - рассекреченный разведчик. Тихонов рассказал этот случай Татьяне Лиозновой, она ухватилась за эту идею.
- Бессловесная пауза длиной 5 минут 30 секунд. Что было самое сложное?
- У Вячеслава Васильевича Тихонова был первый за полгода выходной. А у меня играть без партнера не получалось. Как передать такую сложную гамму чувств, как-то: любовь, сострадание, и, может быть, это их последняя встреча... Когда твой взгляд упирается в камеру-железяку... И вдруг - о боже! Открывается дверь кафе - заходит Тихонов! Оказалось, не смог усидеть дома, когда снимается такая важная сцена. И этим он мне здорово помог, потому что сел около камеры, смотрел мне в глаза, а глаза у него необыкновенные. В такие не влюбиться невозможно... Между прочим, когда на следующий день снимали «его» часть этой же сцены, уже Вячеслав Васильевич сказал режиссеру: «Не буду сниматься один. Где эта артистка - с этими глазами?» За мной послали машину... Теперь уже я сидела рядом с камерой, а он на меня смотрел.
- Говорят, эта сцена вошла в книгу рекордов как самая пронзительная и одна из самых глубоких в мировом кинематографе...
- Мне тоже приходилось нечто подобное слышать. Но не знаю, насколько это правда. Мне несколько человек сказали, что сейчас во ВГИКе этот эпизод преподают будущим режиссерам как «эталон молчания» на экране. Кстати, именно за это я много лет назад не была принята в Союз кинематографистов.
- В каком смысле «за это»?
- За молчание. Для того чтобы актерская секция протежировала в члены союза, надо было предоставить эпизод из фильма, который вам кажется самым лучшим. Я принесла этот. Как мне потом рассказывали, после просмотра Клара Лучко встала и сказала: «Как мы можем протежировать эту артистку в члены союза, когда она с экрана не говорит ни слова?!» Все проголосовали «против» единогласно. И только шесть лет назад меня приняли в Союз кинематографистов, чему посодействовали директор Дома кино А. Кушлянский, В. Лановой и Т. Семина, за что я им безумно благодарна.
Понимаете, самое отвратительное, мерзкое человеческое чувство - это зависть! Оно даже способно на страшную месть. Я, слава богу, этим качеством не обладаю. Несмотря на некоторые свои слабости.
- Вы долгие годы в хорошем смысле «под колпаком» у ГРУ и Службы внешней разведки. Приятно, что разведчики вас считают своей, поздравляют с юбилеем, дарят пистолет именной...
- (Смеется.) Не пистолет. Подарили эксклюзивную чашку от Министерства внешней торговли и грамоту от СВР со словами, которые мне очень дороги: «Жены разведчиков благодарят вас за то, что вы сыграли настоящую жену разведчика».
Вообще не могу сказать, что я какой-то забытый человек. Нет. В этой жизни меня поддерживают мои любимые дочь, зять, внуки и мои друзья. Я благодарна Г.Л. Коноваловой, у которой возникла идея сделать мой юбилейный творческий вечер, который прошел на малой сцене нашего театра в прошлом году. И Римасу Туминасу, который ее поддержал. От всего сердца благодарю всех, кто помогал мне, особенно Лидию Константинову, Виталия Ольшанского и Рубена Симонова.
- Про какой период своей жизни вы могли бы сказать: «он самый счастливый»?
- Самый счастливый день для меня - это тот, который сегодня. Я каждое утро радуюсь тому, что проснулась жива, слава тебе Господи! И потом раздаются звонки - сейчас идут круглые даты моих фильмов, поэтому приглашают в разные передачи. Живу бурной жизнью! Недавно снялась в сериале «Паутина», в картине «Земский врач» с моей любимой Немоляевой Светланочкой. Хожу в баню, обожаю принимать у себя дома друзей. Чувствую себя прекрасно и не ощущаю совершенно своих лет.
Андрей Колобаев