На минувшей неделе у юго-западного побережья Южной Кореи потерпел крушение паром «Севол». Около 320 из 447 пассажиров корабля - школьники, следовавшие на экскурсию по острову Чеджу. Сколько всего детей погибло, пока точно неизвестно, но ясно, что много. По информации, поступившей от работников Корейского университета города Ансан, где находится более 80 спасенных, из них - 74 школьника, примерно 20% детей и подростков пребывает в сложном психоэмоциональном состоянии и нуждается в психологической помощи.
И это немудрено - дисциплинированные южнокорейские школьники повиновались первоначальному объявлению - оставаться на своих местах - и послушно ждали гибели. Те, кто выжил, наблюдали, как гибнут их сверстники. Такое и врагу не пожелаешь! Многие дети успели отправить sms-сообщения родителям - признавались в любви, молили о спасении.
Спасательная операция продолжается, хотя аквалангистам на 35-метровой глубине мешают обилие ила и сильные подводные течения. В гибели пассажиров обвиняется команда корабля. Капитан парома Ли Чун Сок и двое членов команды были арестованы спустя два дня. Экипаж обвиняют в невыполнении служебных обязанностей, которое привело к ранению и гибели людей. 69-летний капитан пытался скрыться с борта тонущего парома, притворившись пассажиром, он и одет был соответственно - в куртку и трикотажный свитер. Ли Чун Сок повторил «подвиг» капитана итальянского лайнера «Коста Конкордиа» Франческо Скеттино, который тоже покинул терпящее бедствие судно в первых рядах, бросив пассажиров на произвол судьбы. Президент Южной Кореи Пак Кын Хе резко осудила действия экипажа парома «Севол», заявив, что невыполнение экипажем своих обязанностей «сродни убийству». Также она пообещала, что виновные понесут уголовную и гражданскую ответственность. Если вина капитана и его помощников будет доказана и они попадут под статью о дополнительном наказании, им грозит тюремное заключение от 5 лет до пожизненного.
Маршрут парома пролегал через очень опасный район, известный своими сильными, непредсказуемо меняющимися течениями. Однако экипаж судна в основном состоял из практикантов-недоучек. Компания - владелец парома не снабдила членов экипажа четкими рекомендациями, как проводить эвакуацию. На пароме не было даже достаточного количества спасательных жилетов. Экипаж не знал, как использовать спасательные шлюпки - из более чем 40 на воду они сумели спустить лишь две. В момент катастрофы паромом управлял 26-летний третий помощник капитана, которому впервые доверили вести судно. Капитан, передавший управление судном малоопытному помощнику и отправившийся передохнуть в свою каюту, тоже не являлся постоянным капитаном парома, подрабатывал на судне 10 дней в месяц.
Следствие кроме всех прочих рассматривает и версию умышленного затопления парома, на что указывает слишком много подозрительных обстоятельств: капитан не просто покинул свой мостик в самые важные минуты проводки судна между островами, но и поручил управление самому неопытному члену экипажа. Маршрут был выбран капитаном не случайно, он обычно используется судоходными компаниями, чтобы, лавируя между островами, сэкономить время и топливо. Жизни пассажиров постоянно подвергаются риску ради наживы. Южнокорейская прокуратура расследует, не опрокинул ли паром слишком резкий поворот. Однако один из помощников капитана объяснил, что паром совершал стандартный поворот и совершенно непонятно, почему он неожиданно резко отклонился от курса. Резкий поворот судна мог произойти из-за внешнего фактора - что-то могло ударить корабль снизу и опрокинуть его. Не налетела ли на него, например, подводная лодка? Такие столкновения случались не раз. Опубликованные переговоры спасательных служб и экипажа парома поражают пассивностью, отсутствием решимости спасти людей. Южнокорейцы говорят, что правительство не способно должным образом действовать в катастрофических ситуациях. Правительственный центр по чрезвычайным ситуациям был задействован только на следующий день после затопления парома. Очевидно, следователям придется поломать голову над тем, почему затонул надежный и не отработавший еще ресурс паром, построенный в Японии 20 лет назад.
Ведущий рубрики Николай Иванов
Фото FOTOBANK.COM