Самолет Ан-148 «Саратовских авиалиний» потерпел крушение 11 февраля спустя четыре минуты после вылета. На борту был 71 человек, все они погибли.
Сегодня эксперты все чаще говорят, что причиной трагедии могли стать технические недоработки, и очень опасаются, что вину свалят на погибший экипаж.
Известно, что почти 85 процентов крушений самолетов происходят по причине пресловутого человеческого фактора. Это мировая статистика, но в России подобные цифры вызывают у авиаторов немалое раздражение.
Летчики все чаще говорят, что ошибка экипажа - слишком удобное объяснение для всех заинтересованных сторон. На погибших легко повесить вину за случившееся и таким образом спрятать истинные причины произошедшей трагедии.
КРУШЕНИЕ ОПЯТЬ МОГУТ ПОВЕСИТЬ НА ЭКИПАЖ
Заслуженный летчик СССР Николай Фабрицкий в разговоре с «МН» указал на одну странность. Еще в воскресенье, когда только начала поступать первая информация о подмосковной трагедии, на информационных сайтах появилось сообщение о том, что командир экипажа отказался использовать антиобледенительную жидкость и именно это могло стать причиной крушения.
«Сообщения оказались анонимными, без ссылки на каких-либо ответственных лиц. Думаю, что общественное мнение немедленно начали готовить к тому, что в трагедии виноваты летчики. И это происходило еще до того, как были найдены черные ящики!» - возмущается Фабрицкий.
Он утверждает, что на всех гражданских самолетах есть противообледенительные системы. «Плохая обработка противообледенительной жидкостью приводит к катастрофе практически сразу, на первых секундах после взлета. Когда самолет набрал высоту и скорость, этот фактор некритичен», - считает Фабрицкий.
Для примера он приводит громкую катастрофу, случившуюся по аналогичной причине. В 2000 году в Шереметьеве разбился Як-40, на борту которого находились известный журналист Артем Боровик и бизнесмен Зия Бажаев.
«Тогда самолет рухнул на высоте не более 15 метров, то есть сразу после отрыва от полосы. Машина с самого начала вела себя странно. Свидетели говорили, что взлетала она, как истребитель, круто вверх. В воскресенье ничего подобного не было. Взлет самолета произошел штатно», - рассказывает эксперт.
Люди, ставшие свидетелями катастрофы, в один голос твердят, что сначала услышали громкий хлопок. В тот момент самолет еще находился в небе, и жители сразу нескольких подмосковных деревень несколько секунд наблюдали, как неуправляемая машина стремительно приближается к земле. Все видели, что самолет горит. Об этом свидетели рассказывали и следователям, и журналистам.
Специалисты выдвинули свои версии. Хлопок мог произойти при таком явлении, как помпаж двигателя. Без принятия экстренных мер он может привести к возгоранию и разрушению двигателя - очень похоже на то, что происходило в подмосковном небе.
Уже через сутки, в понедельник, пришла новая информация. Официальный представитель Следственного комитета Светлана Петренко заявила, что самолет взорвался при ударе о землю, до этого он был цел и даже не горел.
Характер повреждений на земле, след, оставленный самолетом в поле, в виде воронки говорят о возможном сильном ударе самолета о землю. Более того, изучение обломков тоже привело экспертов к мысли о том, что разрушение произошло не в воздухе. «Судя по всему, самолет вошел в землю с баками, полными горючего»,- сказал один из экспертов.
Что происходило на борту в последние минуты перед катастрофой? В воскресенье вечером появилась информация о том, что взлет не был таким уж безоблачным и через несколько минут командир воздушного судна запросил посадку в Жуковском на аэродроме Раменское. Вскоре это сообщение опроверг генеральный директор Международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов» Сергей Мельниченко.
Но уже через сутки отец погибшей бортпроводницы Виктории Коваль рассказал о телефонном разговоре дочери со своей бабушкой буквально за минуту до гибели. «Бабуль, я не могу говорить, мы садимся», - передал слова погибшей дочери отец, отметив, что связь после этого оборвалась.
Почему стюардесса сообщила о посадке через пару минут после взлета? Куда, как не на аэродром Раменское, мог приземлиться терпящий катастрофу борт? На момент подписания номера внятных ответов на эти вопросы представители официальных органов так и не дали.
РОССИЙСКОМУ АВИАПРОМУ ОТКАЗАНО В ДОВЕРИИ?
Ан-148 - это украинский самолет, разработанный на АНТК «Антонов». Строительство серийных машин в Воронеже началось по украинской лицензии. Известно, что разбившийся борт был построен сотрудниками Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО), в эксплуатации находился с 2010 года - сначала у авиакомпании «Россия», затем у «Саратовских авиалиний».
Счастливой судьбу этого типа самолета не назовешь. В 2011 году Ан-148 потерпел крушение в испытательном полете в Белгородской области. Тогда экипаж набрал высокую скорость, загорелись двигатели, машина потеряла управление и врезалась в землю. Погибли 6 человек. В ноябре 2017 года у еще одного борта во время испытаний в воздухе отказал двигатель. В том случае воздушному судну удалось приземлиться.
В прошлом году федеральные власти сообщили о сворачивании производства Ан-148 на воронежском авиазаводе. Для российского предприятия подобное решение могло стать катастрофой - выпуск украинского самолета приносил ВАСО до трети выручки. Правда, спустя некоторое время сообщение было опровергнуто, но про антоновский самолет официально никто из руководителей авиапрома больше не вспоминал, как будто его и не было.
Зато информация время от времени поступала от украинской стороны. Известно, что несколько лет назад обсуждался проект другого совместного российско-украинского самолета Ан-70, который тоже планировалось собирать в Воронеже. Тогда генеральный директор крупнейшей на постсоветском пространстве запорожской компании «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев, заявил, что ВАСО просто не способно собирать подобные самолеты. В первую очередь из-за того, что на авиазаводе не хватает как минимум 7 тысяч рабочих. К тому же оказалось, что проблемы были и при сборке самолета Ан-148.
«На сегодня завод не может наладить регулярный выпуск таких самолетов, как Ан-148, хотя спрос на данный тип среднемагистральных самолетов в России просто огромен», - говорил тогда Богуслаев. А ведь речь шла не о новейшей технике, а о достаточно простом, разработанном еще в советское время воздушном судне. Собрать старое по новым чертежам - даже это оказалось не по силам современному авиапрому.
Несколько лет назад на заводе, где финансовая ситуация оказалась далеко не блестящей, прошло огромное сокращение высокопрофессионального персонала. И это при том, что готовить рабочих, способных освоить высокотехнологичную технику, сегодня просто негде.
После введения Украиной в 2014 году санкций в отношении России в сфере ВПК возникли сложности и с поставкой необходимых для производства лайнера комплектующих, рассказал журналистам источник в ВАСО. В результате украинские комплектующие поставлялись через третьи страны. «Как следствие - производство Ан-148 стало намного дороже», - говорит этот человек. Через какие страны поставлялись комплектующие, он не уточнил. Вероятно, и это могло отразиться на качестве новых самолетов.
Ошибка экипажа - слишком удобное объяснение для всех заинтересованных сторон. На погибших легко повесить вину за случившееся.
НА ЖАЛОБЫ ПАССАЖИРОВ НЕ ОБРАТИЛИ ВНИМАНИЯ
Еще одна версия катастрофы - нарушение эксплуатации воздушного судна. В Ространснадзоре сообщили, что в ноябре 2017 года на разбившемся самолете был выявлен факт нарушения периодичности замены масла в редукторах и промывки фильтра воздушного стартера.
О том, что авиакомпания «Саратовские авиалинии» выпускает в полет, мягко говоря, странные машины, пишут многие пассажиры. Одна из пользователей соцсетей рассказала о ситуации во время полета на Ан-148 в Орск и обратно.
«Самолет абсолютно непригоден к полетам! Весь расшатанный, убитый, при взлете и посадке ужасные ощущения - звуки, совсем не характерные для данного транспортного средства. Куда смотрят те, кто пускает такие самолеты на полосу?» - возмущается женщина. И это борт, которому нет и восьми лет, что для воздушного судна считается младенчеством!
Наталия Баранкова пишет в Instagram, как однажды ее пересадили на «расшатанный, убитый» Як-42 той же компании. «Я молилась все два часа полета. Нас трясло и мотало похлеще, чем на американских горках, а на посадке шасси выдавали такой звук, будто сейчас самолет развалится на куски», - сообщает бывшая пассажирка.
Наталья Пуртова.
ТАСС/М.Лысцева
ТАСС/С.Красильников