Чрезвычайные происшествия. Криминальные новости.
4429 | 0

Катастрофа в подмосковном небе

Самолет Ан-148 «Саратовских авиалиний» потерпел крушение 11 февраля спустя четыре минуты после вылета. На борту был 71 человек, все они погибли.

Катастрофа в подмосковном небе
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Сегодня эксперты все чаще говорят, что причиной трагедии могли стать технические недоработки, и очень опасаются, что вину свалят на погибший экипаж.

Известно, что почти 85 процентов крушений самолетов происходят по причине пресловутого человеческого фактора. Это мировая статистика, но в России подобные цифры вызывают у авиаторов немалое раздражение.

Летчики все чаще говорят, что ошибка экипажа - слишком удобное объяснение для всех заинтересованных сторон. На погибших легко повесить вину за случившееся и таким образом спрятать истинные причины произошедшей трагедии.

КРУШЕНИЕ ОПЯТЬ МОГУТ ПОВЕСИТЬ НА ЭКИПАЖ

Заслуженный летчик СССР Николай Фабрицкий в разговоре с «МН» указал на одну странность. Еще в воскресенье, когда только начала поступать первая информация о подмосковной трагедии, на информационных сайтах появилось сообщение о том, что командир экипажа отказался использовать антиобледенительную жидкость и именно это могло стать причиной крушения.

«Сообщения оказались анонимными, без ссылки на каких-либо ответственных лиц. Думаю, что общественное мнение немедленно начали готовить к тому, что в трагедии виноваты летчики. И это происходило еще до того, как были найдены черные ящики!» - возмущается Фабрицкий.

Он утверждает, что на всех гражданских самолетах есть противообледенительные системы. «Плохая обработка противообледенительной жидкостью приводит к катастрофе практически сразу, на первых секундах после взлета. Когда самолет набрал высоту и скорость, этот фактор некритичен», - считает Фабрицкий.

Для примера он приводит громкую катастрофу, случившуюся по аналогичной причине. В 2000 году в Шереметьеве разбился Як-40, на борту которого находились известный журналист Артем Боровик и бизнесмен Зия Бажаев.

«Тогда самолет рухнул на высоте не более 15 метров, то есть сразу после отрыва от полосы. Машина с самого начала вела себя странно. Свидетели говорили, что взлетала она, как истребитель, круто вверх. В воскресенье ничего подобного не было. Взлет самолета произошел штатно», - рассказывает эксперт.

Люди, ставшие свидетелями катастрофы, в один голос твердят, что сначала услышали громкий хлопок. В тот момент самолет еще находился в небе, и жители сразу нескольких подмосковных деревень несколько секунд наблюдали, как неуправляемая машина стремительно приближается к земле. Все видели, что самолет горит. Об этом свидетели рассказывали и следователям, и журналистам.

Специалисты выдвинули свои версии. Хлопок мог произойти при таком явлении, как помпаж двигателя. Без принятия экстренных мер он может привести к возгоранию и разрушению двигателя - очень похоже на то, что происходило в подмосковном небе.

Уже через сутки, в понедельник, пришла новая информация. Официальный представитель Следственного комитета Светлана Петренко заявила, что самолет взорвался при ударе о землю, до этого он был цел и даже не горел.

Характер повреждений на земле, след, оставленный самолетом в поле, в виде воронки говорят о возможном сильном ударе самолета о землю. Более того, изучение обломков тоже привело экспертов к мысли о том, что разрушение произошло не в воздухе. «Судя по всему, самолет вошел в землю с баками, полными горючего»,- сказал один из экспертов.

Что происходило на борту в последние минуты перед катастрофой? В воскресенье вечером появилась информация о том, что взлет не был таким уж безоблачным и через несколько минут командир воздушного судна запросил посадку в Жуковском на аэродроме Раменское. Вскоре это сообщение опроверг генеральный директор Международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов» Сергей Мельниченко.

Но уже через сутки отец погибшей бортпроводницы Виктории Коваль рассказал о телефонном разговоре дочери со своей бабушкой буквально за минуту до гибели. «Бабуль, я не могу говорить, мы садимся», - передал слова погибшей дочери отец, отметив, что связь после этого оборвалась.

Почему стюардесса сообщила о посадке через пару минут после взлета? Куда, как не на аэродром Раменское, мог приземлиться терпящий катастрофу борт? На момент подписания номера внятных ответов на эти вопросы представители официальных органов так и не дали.

РОССИЙСКОМУ АВИАПРОМУ ОТКАЗАНО В ДОВЕРИИ?

Ан-148 - это украинский самолет, разработанный на АНТК «Антонов». Строительство серийных машин в Воронеже началось по украинской лицензии. Известно, что разбившийся борт был построен сотрудниками Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО), в эксплуатации находился с 2010 года - сначала у авиакомпании «Россия», затем у «Саратовских авиалиний».

Счастливой судьбу этого типа самолета не назовешь. В 2011 году Ан-148 потерпел крушение в испытательном полете в Белгородской области. Тогда экипаж набрал высокую скорость, загорелись двигатели, машина потеряла управление и врезалась в землю. Погибли 6 человек. В ноябре 2017 года у еще одного борта во время испытаний в воздухе отказал двигатель. В том случае воздушному судну удалось приземлиться.

В прошлом году федеральные власти сообщили о сворачивании производства Ан-148 на воронежском авиазаводе. Для российского предприятия подобное решение могло стать катастрофой - выпуск украинского самолета приносил ВАСО до трети выручки. Правда, спустя некоторое время сообщение было опровергнуто, но про антоновский самолет официально никто из руководителей авиапрома больше не вспоминал, как будто его и не было.

Зато информация время от времени поступала от украинской стороны. Известно, что несколько лет назад обсуждался проект другого совместного российско-украинского самолета Ан-70, который тоже планировалось собирать в Воронеже. Тогда генеральный директор крупнейшей на постсоветском пространстве запорожской компании «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев, заявил, что ВАСО просто не способно собирать подобные самолеты. В первую очередь из-за того, что на авиазаводе не хватает как минимум 7 тысяч рабочих. К тому же оказалось, что проблемы были и при сборке самолета Ан-148.

«На сегодня завод не может наладить регулярный выпуск таких самолетов, как Ан-148, хотя спрос на данный тип среднемагистральных самолетов в России просто огромен», - говорил тогда Богуслаев. А ведь речь шла не о новейшей технике, а о достаточно простом, разработанном еще в советское время воздушном судне. Собрать старое по новым чертежам - даже это оказалось не по силам современному авиапрому.

Несколько лет назад на заводе, где финансовая ситуация оказалась далеко не блестящей, прошло огромное сокращение высокопрофессионального персонала. И это при том, что готовить рабочих, способных освоить высокотехнологичную технику, сегодня просто негде.

После введения Украиной в 2014 году санкций в отношении России в сфере ВПК возникли сложности и с поставкой необходимых для производства лайнера комплектующих, рассказал журналистам источник в ВАСО. В результате украинские комплектующие поставлялись через третьи страны. «Как следствие - производство Ан-148 стало намного дороже», - говорит этот человек. Через какие страны поставлялись комплектующие, он не уточнил. Вероятно, и это могло отразиться на качестве новых самолетов.

Ошибка экипажа - слишком удобное объяснение для всех заинтересованных сторон. На погибших легко повесить вину за случившееся.

НА ЖАЛОБЫ ПАССАЖИРОВ НЕ ОБРАТИЛИ ВНИМАНИЯ

Еще одна версия катастрофы - нарушение эксплуатации воздушного судна. В Ространснадзоре сообщили, что в ноябре 2017 года на разбившемся самолете был выявлен факт нарушения периодичности замены масла в редукторах и промывки фильтра воздушного стартера.

О том, что авиакомпания «Саратовские авиалинии» выпускает в полет, мягко говоря, странные машины, пишут многие пассажиры. Одна из пользователей соцсетей рассказала о ситуации во время полета на Ан-148 в Орск и обратно.

«Самолет абсолютно непригоден к полетам! Весь расшатанный, убитый, при взлете и посадке ужасные ощущения - звуки, совсем не характерные для данного транспортного средства. Куда смотрят те, кто пускает такие самолеты на полосу?» - возмущается женщина. И это борт, которому нет и восьми лет, что для воздушного судна считается младенчеством!

Наталия Баранкова пишет в Instagram, как однажды ее пересадили на «расшатанный, убитый» Як-42 той же компании. «Я молилась все два часа полета. Нас трясло и мотало похлеще, чем на американских горках, а на посадке шасси выдавали такой звук, будто сейчас самолет развалится на куски», - сообщает бывшая пассажирка.

Наталья Пуртова.

ТАСС/М.Лысцева

ТАСС/С.Красильников

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.