Криминальные новости. Чрезвычайные происшествия
1831

Банки за мошенников не отвечают

Банки за мошенников не отвечают

Воровство денег с банковских карт по-прежнему остается одним из самых распространенных видов мошенничества.

Социологи говорят, что банки компенсируют только 15 процентов средств, потерянных их клиентами. Как преступники выманивают деньги у доверчивых граждан и почему россияне не могут вернуть кровные рубли?

В ежегодном докладе Центра мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере Банка России говорится, что банки в 2019 году выплатили пострадавшим клиентам 935 млн рублей. Это очень мало - всего 15 процентов от украденных средств. Деньги назад получают везунчики, которые смогли доказать, что никак не виноваты в неприятном происшествии.

В исследовании говорится, что мошенники практически всегда (99,2%) воруют у физических лиц. В среднем со счетов уводят по 10 тыс. рублей. Чаще всего подобные переводы совершаются через банкоматы и терминалы, онлайн-кабинеты или мобильные приложения, а также через оплату товаров и услуг в интернете.

УКРАДЕНО 3 МЛРД РУБЛЕЙ

Пенсионер Григорий Ливнев - один из тех, кто неплохо владеет компьютером, поэтому время от времени проверяет состояние своего счета на онлайн-сервисе одного из крупнейших банков страны. Заглядывал он и в личный кабинет жены.

Каково же было его удивление, когда он увидел, что с пенсионной карты супруги кем-то списывались деньги. Суммы были небольшие - от 200 до 800 рублей. Но всего за 2 дня мошенники смогли снять почти 30 тыс. рублей.

Уже на следующий день пенсионеры писали заявление в ближайшем отделении банка. Сотрудники сказали, что деньги, видимо, украли при помощи мобильного приложения, а потом долго объясняли все тонкости, в которых старики все равно так и не разобрались.

«В большинстве случаев клиенты доверяют мошенникам и сами выдают им конфиденциальную информацию. Банки справедливо указывают на то, что условия договора между ними и клиентами были нарушены. В этом случае мы можем не возвращать деньги», - утверждает сотрудница службы безопасности банка Олеся Носкова.

Вот и пострадавшие пенсионеры Ливневы признались, что сообщили номер карты «представителю финансовой организации». Мужчина назвал фамилию, имя и отчество пострадавшей женщины, не ошибся с ее адресом и мобильным телефоном.

Пожилые люди были уверены, что такие точные данные могут быть только у настоящих сотрудников, которые хотели предостеречь от несанкционированного входа в их личный кабинет. В итоге излишняя доверчивость вылилась в круглую сумму.

«Никаких шансов вернуть деньги у этих людей нет. Они сами выдали преступникам необходимую информацию», - говорит Олеся Носкова.

Почему преступники списывают не все средства, а относительно небольшие суммы? «Чаще всего люди не хотят возиться из-за такой мелочевки, поэтому на расследовании не настаивают», - поясняет эксперт.

Пострадавшему придется предоставить массу документов о том, что во время кражи он не находился в том населенном пункте, где она была совершена, и не мог передать карту своим знакомым. По международным правилам, если был введен ПИН-код, за сохранность вклада отвечает сам клиент.

Выманивание данных о карте с помощью общения получило название фишинг (или социальная инженерия). Чаще всего на телефон потенциальной жертве приходит СМС-сообщение о том, что его карта заблокирована. Здесь же номер, по которому надо обращаться за разъяснениями. После звонка по указанному номеру человек попадает в ловушку. Испугавшись, он легко покупается на приятный доброжелательный голос в трубке, который рассказывает о простом решении проблемы и по ходу дела выдает всю необходимую информацию.

С помощью социальной инженерии мошенники провели две трети незаконных операций по оплате товаров и услуг в интернете. Это 371 тыс. трансакций объемом 2,97 млрд рублей.

КАК НЕ ЗАВИСНУТЬ В «ЛИВАНСКОЙ ПЕТЛЕ»

Скимминг предполагает установку специальных устройств на банкоматы, с помощью которых преступники получают информацию о карте. Рядом с клавиатурой может быть установлена миниатюрная камера, которая снимет процесс ввода ПИН-кода.

Если воспользоваться таким банкоматом, мошенники получат ПИН-код, номер карты и другие данные. Затем они изготовят дубликат карты. Остальное - дело техники. Пострадавшим от скимминга практически невозможно доказать свою невиновность и добиться возмещения ущерба.

Часто на банкомат ставят устройства, которые блокируют карту и не выдают ее обратно. Пострадавший в панике пытается извлечь ее. В этот момент и появляется мошенник. Он изображает опытного пользователя, по ходу дела выдавая массу советов. Растерянный человек обычно легко соглашается на введение ПИН-кода, который и запоминает преступник. После того как оставшийся без карточки клиент уходит, преступник достает карту и снимает с нее наличность. Такой вид преступления называется «ливанская петля».

Следует опасаться банкоматов, установленных в немноголюдных местах. Эксперты советуют пользоваться теми терминалами, которые находятся в официальных офисах банков, и никогда не вступать в разговоры с излишне любопытными людьми, задающими вопросы по поводу чужой кредитной карты.

Наталья Пуртова.

Фото: ADOBESTOCK

Оставайтесь с нами! Подпишитесь на наши каналы и получайте актуальные и проверенные новости.

Комментарии (0)