Российские эксперты рассказали «Миру новостей», как повлияет сокращение бюджетных мест в вузах на развитие российской экономики.
Задолго до начала ЕГЭ и приемной кампании-2015 ректоры столичных и региональных вузов поняли, что в условиях наступившего и не планирующего отступать кризиса университетам и институтам придется сокращать количество бюджетных мест для абитуриентов.
Еще зимой Минфин России предлагал оптимизировать долгосрочную федеральную образовательную программу на 42 млрд рублей. Чиновники советовали вузам экономить на «неприоритетных специальностях». Но каких? В 2014-м неактуальными считались сельское хозяйство, педагогика и науки об обществе. Теперь пришла очередь инженерно-технических направлений подготовки, о чем газетчикам сообщили сотрудники государственных университетов, например Уральского и Кемеровского.
В 2015 году не в фаворе оказались геодезисты, приборостроители и экономисты. Последним особенно не везет - в некоторых вузах России для них вообще не оставили бюджетных мест. В Алтайском государственном университете (АлтГУ) экономистов приравняли к философам и решили обучать тех и других только платно, во Владимирском (ВлГУ) лишили господдержки, заменив неприоритетное направление более перспективным - «Хореографическим искусством». Действительно, зачем стране падающего рубля экономисты, ей позарез нужны танцоры. Все вместе будем крутить фуэте.
«Сокращением бюджетных мест проблемы технических вузов не ограничиваются. Минобрнауки «оптимизирует» число самих высших учебных заведений, сливая их, реорганизуя, - объясняет первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по образованию Владимир Бурматов. - И делает это, ссылаясь на данные мониторинга эффективности учреждений. В результате мы хороним такие мощные университеты, как Московский горный. А ведь он был сильным, его потеря нанесла урон целой отрасли. Но повторюсь: дело не в количестве мест или вузов. Кадры в России готовятся бессистемно. Отсутствует связка «школа - вуз», уровень знаний абитуриентов не соответствует уровню ожиданий и запросам вышки, технические университеты жалуются на катастрофическое снижение качества математического и физического образования. Если четверть выпускников школ на ЕГЭ не может справиться с задачами для шестиклассников и 40% сдающих физику ничего не знают о законе Ома, то они не поумнеют и в студенческих аудиториях. И кто их переобучит, если год назад Минобрнауки уничтожило несколько вузов, готовящих педагогов?»
Эксперты давно спорят о порядке распределения бюджетных мест в университетах и академиях, о конкурсах Минобрнауки России. Говорят, что, дозируя бюджетные и платные места на различных направлениях, вузы больше заботятся о своем бюджете, нежели о потребностях экономики.
«Это не верно, у вузов нет полной свободы в перераспределении мест в рамках специальностей, - возражает проректор по учебной работе НИТУ МИСиС Вадим Петров. - В системе высшего образования появились положительные тенденции. Разрабатываются и применяются целевые программы - студентов готовят для конкретных предприятий».
Председатель Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин оценивает ситуацию иначе. По его словам, высшая школа и рынок труда существуют в параллельных измерениях.
«Они почти не взаимодействуют. Многие выпускники вузов не могут трудоустроиться после получения дипломов, переучиваются. Государству нужна системная политика, экономике - точные расчеты: в каких специалистах нуждается каждая из отраслей, сколько их должно быть, куда их надо направить, - заключает Виктор Панин. - А пока Минобрнауки руководствуется своими не вполне ясными цифрами и никак не коммуницирует с Минтрудом. Процесс напоминает гадание на кофейной гуще. Необходимо определиться, для чего и кого работают вузы?»
Анна Бессарабова
Фото ТАСС/П. Ковалев