Дума не место для вопросов. Видимо, такую мысль думало руководство нижней палаты, когда принимало решение отказаться в ближайшие недели от так называемого Правительственного часа, во время которого министры рапортуют об успехах. Хотя им больше подошли бы чистосердечные признания...
Первый вице-спикер Александр Жуков объяснил отказ желанием «сосредоточиться на подготовке к отчету правительства 11 апреля». Два месяца депутаты будут сосредоточиваться, чтобы без эксцессов вытерпеть выступление Дмитрия Медведева с трибуны Госдумы? У них что, теперь так шутят?
Очевидно, в верхах очень опасаются, что представители даже карманной думской оппозиции вдруг случайно или по недомыслию озвучат весьма неудобные темы, что подпортит благостную картину нашего бытия, которую старательно рисуют накануне 18 марта. Люди в больших кабинетах знают: есть много чего озвучить.
Вот и Минэкономразвития, опубликовав отчет «Картина экономики. Февраль 2018 года», не сумело не проговориться. Согласно документу, и рост устойчивый, и внутренний спрос расширяется, и инвестиции лезут вверх опережающими темпами. Но понимая, что за «картиной маслом» уши кризиса не спрятать, авторы отчета пытаются признаться по мелочам. И прокалываются.
Похвалившись, что «в 2017 году российский ВВП вырос на 1,5% после рецессии 2015-2016 годов», они кое-что забыли. Рецессия - это длительное падение производства, но, упав в яму и выбравшись из нее на 1,5%, вы все равно остаетесь в яме. И еще долго карабкаться до ее верхнего края.
А докладывая, что «население в основном положительно оценивает изменение своего материального положения», ведомство неосторожно констатирует: «Годовые темпы роста необеспеченного потребительского кредитования ускорялись и в декабре достигли 11,1%. В текущем году они могут составить 17-19%».
Мелочь, но за ней - куча негативных факторов. И падающие более четырех лет подряд реальные доходы населения, вынужденного не от хорошей жизни занимать деньги в банках. И растущие риски кредиторов, поскольку займы не обеспечены ростом зарплат. И неустойчивое положение потребительского рынка, опирающегося на рискованное кредитование.
Другая проговорка: недоисполнение расходов на национальную оборону на 6,7% стало причиной снижения объемов выпуска. То есть ведомство признается, что рост промышленности держался в основном на гособоронзаказе и стоило здесь чуть притормозить, как общие показатели рухнули.
Вывод: как бы ни старались власти спрятать от граждан реальную ситуацию в стране перед выборами 18 марта, правда все равно выйдет на свет.
Павел Максимов.
Фото Pixabay.com