Росстат опубликовал данные о росте цен на бензин в июне этого года. На оптовом рынке произошел резкий скачок: +10,5% за один месяц. Можно быть уверенными: вслед за удорожанием опта не заставит себя ждать повышение розничных цен.
Эксперты напоминают: все началось в конце апреля, когда Владимир Путин высказался о недопустимо низком качестве бензина на автозаправках. Президент поручил главе Минпромторга Денису Мантурову разобраться в проблеме. Министр церемониться не стал и предложил взимать штрафы за низкое качество топлива. Тем более что в КоАП есть соответствующая статья - 14.4 («Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований»). Однако выяснилось, что критерии качества бензина размыты. Как и многие другие товары, он может производиться как по ГОСТу, так и по техническим условиям (ТУ), которые разрабатывают сами предприятия. Около трети отечественного бензина, по оценкам экспертов, у нас производится именно по ТУ. Предприятие закупает сырье (обычно бензин категории «Евро-4» или «Евро-5») и с помощью присадок или других методов обработки (вспомним, за что сидел Василий Алибабаевич из «Джентльменов удачи») доводит его до «кондиции». Это вполне возможно, ведь обязательной госрегистрации технических условий не существует.
Основные претензии Минпромторг предъявил не к заводам, а к АЗС. И на них сразу же закипели проверки. Продавать бензин по ТУ стало опасно. Розничные сети принялись закупать бензин у производителей, работающих по ГОСТу. Востребованными остались только чистые «Евро-4» и «Евро-5». На рынке возник искусственный дефицит в связи со снижением предложения на 30%. Отсюда повышение оптовых цен. За ними непременно потянутся и розничные. По оценкам специалистов, в ближайшее время они вырастут в пределах 6-14%. То есть до конца года бензин подорожает в среднем на пять рублей. Это означает, что в ближайшее время подорожает абсолютно все, включая продукты. Известно, что доля транспортных расходов в цене некоторых из них, к примеру хлеба, составляет 50%.
Российский бензиновый рынок никак не удается стабилизировать. Мы, в частности, продолжаем закупать белорусский бензин, так как своего не хватает. Главная причина в том, что мы по-прежнему не хотим строить новые нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ). Глубина переработки нефти на действующих отечественных НПЗ редко превышает 40-50%.
По свидетельству белорусского информационного портала «МойBY», глубина переработки нефти на Мозырском НПЗ достигла 68% еще четыре года назад. А в этом году ее предполагается довести до 90-92%. При этом производство «будет соответствовать европейским стандартам». Добиться этого планируют за счет нового строительства и освоения передовых технологий переработки нефтяного сырья. Почему мы не можем последовать примеру белорусов? Не стыдно нефтяной державе импортировать топливо? Не пора ли наконец навести порядок на отечественном бензиновом рынке?
Игорь Минаев
Фото Т. Павловой