Новости экономики и финансов
4192 | 0

Предприятиям грозит разорение

Предприятиям грозит разорение
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

В ближайшее время Россию может захлестнуть волна банкротств производственных предприятий. Об этом на днях заявили в Общественной палате РФ, где обсуждали судьбу концерна «Тракторные заводы» (КТЗ).

В концерн входит 17 крупных промышленных предприятий, расположенных в Кургане, Чувашии, Липецке, Волгограде, Красноярске, Владимире и других городах, производящих продукцию военного, железнодорожного, сельскохозяйственного и дорожно-строительного назначения. Среди предприятий есть и стратегические. Так, Курганский машиностроительный завод (ОАО «Курганмашзавод») производит военные бронемашины семейства БМП, «Хризантема-С», САУ «Вена». Годовая выручка всех 17 предприятий составляет менее 822,7 млн рублей. Кредитов же в банках «на развитие производства» владельцы набрали на 58,8 млрд рублей. То есть отдавать долги концерну пришлось бы больше 70 лет, если бы его не собирались обанкротить.

Сейчас в обмен на кредит в 15 млрд руб. акции КТЗ переданы Внешэкономбанку. Концерн в должниках еще у 16 банков.

Банки настаивают на погашении долгов за счет продажи земли, и первыми на очереди заводы в Красноярске и Волгограде.

Один из владельцев КТЗ Альберт Баков в такой «оптимизации» ничего плохого не видит.

Убирать в самом Красноярске комбайнами нечего, а перевозить их в южные районы дорого, уверяет Баков. Так что заводом меньше, заводом больше - какая разница?

Правда, с таким подходом согласны не все - чиновники на местах в панике и не знают, что делать с многотысячными армиями безработных в случае закрытия предприятий. В Чувашии успокаивать население взялся глава республики Михаил Игнатьев. Он сообщил о том, что 19 декабря состоялось заседание наблюдательного совета Внешэкономбанка, на котором было принято решение о реструктуризации задолженности в 15 млрд руб. концерна «Тракторные заводы». То есть банкротить пока не будут. «Это решение вынесено благодаря поддержке президента России. Я ему докладывал о тяжелой ситуации, в которую попали предприятия Чувашии, входящие в концерн», - рассказал Игнатьев. Он пообещал работникам чувашских предприятий КТЗ, что «в будущем заказы будут». И вообще всех спасет «импортозамещение».

Правда, никто до сих пор так и не понял, что нам предстоит замещать. Этого в правительстве РФ объяснить почему-то не могут.

И пока владельцев КТЗ обвиняют в том, что они растранжирили все кредиты и попрятали их в офшорах, те в ответ говорят: мол, ничего мы не прятали, все вкладывали в производство.

Только как продать, например, российский трактор?

Японскую, европейскую или другую зарубежную технику западные компании предлагают в лизинг под 2,5% годовых. Зато за кредит на покупку российского трактора или крана придется выкладывать по 25%.

«И какую технику выберет покупатель? - логично спрашивает Альберт Баков. - На фоне недавней ставки Центробанка 17% что мы вообще обсуждаем? Нас после этой ставки вообще уже больше нет. Нет в России промышленности. Какая теперь для нас будет ставка? 26%? Если такие кредиты повесить на завод, он никогда не рассчитается».

Он обвинил государство в том, что оно самоустранилось от решения проб-лем производственников: «Они теперь говорят:  мы орган консультативный...»

Уводили деньги владельцы КТЗ или не уводили - на этот вопрос может ответить только суд. Очевидны только цифры.

Например, на Курганмашзаводе в годы СССР было 24 тыс. работников, к 2005-му, когда КМЗ вошел в концерн «Тракторные заводы», их осталось всего 14 тыс., сейчас - 4 тыс.

«У нас в стране с промышленностью - ситуация уникальная, - говорит Баков. - На предприятиях 95% локализации, то есть у нас все свое, российское, - металл, энергетика».

И вот со всем этим «своим» мы ничего не можем произвести. И сами не поймем, то ли мы все разворовали, то ли у нас руки не из того места растут, то ли голова не работает. В Китае металла нет, а производство растет.

И пока с высоких трибун говорят о рывках, импортозамещениях и прочих чудесах, в промышленности не происходит ровным счетом ничего.

А в банках происходит рост ставок по кредитам. «При таких ставках можно покувыркаться и посмотреть, что получится», - предлагает Баков.

Хотя, что получится из «импортозамещения», ясно и без кувырков. Нечто эдакое, на букву «ж».

Аделаида Сигида

Фото ТАСС / А. Алпаткин

МНЕНИЕ

Руководитель Центра экономических исследований ИГСО Василий Колташов:

«На горизонте разрушение концерна, а именно его раздел и дальнейшая распродажа. И этот сценарий совсем не фантастический. Даже если долг будет как-то выкуплен, предприятие все равно не сможет работать эффективно, так как новые управленцы, выкупившие долг, будут ориентироваться не на прибыль, а на получение денежных потоков, которые, вполне возможно, будут уводить».

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.