Переход к контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в России внес изменения в механизм и процедуры размещения государственных и муниципальных заказов.
Вопрос кадрового обеспечения функционирования созданной контрактной системы является одним из главных.
Такое большое внимание к профессионализму руководства уделено не случайно. С 2016 года, не имея высшего или дополнительного профильного образования в сфере закупок нельзя будет занимать должность руководителя контрактной службы.
Систему закупок, как и любую систему, можно представить рядом последовательных этапов – это планирование, размещение, исполнение и контроль (рис.1).
Рис. 1. Этапы закупочной деятельности
Каждый из этапов урегулирован теми или иными нормативно-правовыми актами (рис.2, 3). Естественно такое изобилие актов специалисты не успевают изучать и исполнять.
Рис. 2. Нормативно-правовые акты в процессе закупок по 223-ФЗ
Рис. 3 . Нормативно-правовые акты в процессе закупок по 44-ФЗ
Общая проблема - не надо бояться работать в закупках:
– Боятся работать рядовые работники контрактных служб, контрактные управляющие.
– Не каждый заказчик коррупционер – ошибки в большей степени совершаются по незнанию «правил игры», которые постоянно изменяют, без должного разъяснения (не говоря об апробации, моделирования механизма реализации и результата).
– Значительный объем КоАПа РФ «убивает» последние надежды всех сознательных работников. Результат – кадровый голод.
– Складывается часто ситуация, при которой в контрактные службы идут либо от безысходности, либо с надеждой «заработать» больше, чем штраф.
В настоящее время, в целях повышения уровня компетентности и ответственности персонала, участвующего в закупочной деятельности, перед вузами стоит задача совершенствования дополнительных профессиональных программ в области закупок.
Акцент на «инновационный подход к обучению»: обучение контрактной службы (контрактного управляющего) необходимо строить исходя из понимания, что они могут не иметь юридического образования – они могут быть:
– учителями,
– врачами,
– бухгалтерами,
– инженерами и т.д.
Акцент на «точку входа»: обучение контрактной службы (контрактного управляющего) заказчика не сколько порядку отбора ППИ, сколько:
– формированию потребностей,
– планированию,
– логистики,
– управление запасами.
Акцент на «цели закупки»:
Необходимо провести аналитическую работу - исследование по проблематике конкуренции именно в закупках. Определить содержание понятий: конкуренция, партнерство, эффективность и результативность. Связать или разделить данные понятия для полноценного их понимания всеми субъектами контрактной системы. Результат – предложения по нормотворчеству, разработка методик, учебных материалов, пособий и т.д. в рамках обучения реализации закупок.
Виталий Кикавец,
доцент кафедры финансового права
ФГБОУ ВО «Российский государственный
университет правосудия», к.ю.н., (г. Москва)