Житель подмосковного Подольска отсудил у московского метро деньги за неиспользованные поездки и моральную компенсацию.
Так ли просто вернуть деньги, потраченные на использованные не до конца проездные и абонементы?
Житель Подольска купил проездной на 60 поездок за 1,2 тыс. руб. еще в конце 2014 года. Однако не использовал ни одной поездки. Несколько раз пытался вернуть проездной в кассу метрополитена, но там деньги за покупку возвращать отказывались.
В конце 2017 года, незадолго до истечения срока исковой давности, мужчина обратился с иском в мировой суд. В первой инстанции ему отказали. Однако Подольский городской суд удовлетворил апелляцию, присудив метро вернуть 1,2 тыс. руб. за проездной плюс компенсировать 100 руб. морального вреда.
Стоит ли обращаться в суд с подобными исками? Цена проездного сегодня может доходить до нескольких тысяч рублей, а для подмосковного пенсионера, например, это большие деньги.
К тому же имеется немало потребителей разного рода абонементов - в культурные и спортивные секции, абонентов сотовой связи и так далее. Могут ли они воспользоваться данным опытом?
Комментарий юриста, председателя агентства «Российское право» Алексея Самохвалова:
«У нас в России не прецедентное право, то есть по одинаковым делам разные суды могут выносить разные решения. Исключение составляют только постановления Верховного суда - они являются определяющими для всех судов нижней инстанции. Однако до Верховного суда истец не дошел, поэтому говорить, что после этого случая все суды будут выносить решения в пользу пассажиров метро, преждевременно».
Велики ли шансы выиграть в суде? Увы, данный иск жителя Подольска - явление в судебной практике далеко не первое.
«Наши граждане нередко подают в суд, чтобы вернуть деньги, потраченные на абонементы и проездные. К сожалению, выигрывают иски далеко не всегда. Еще сложнее стало судиться после вступления в 2015 году в силу статьи 429.4 «Договор с исполнением по требованию (абонентский договор)» Гражданского кодекса РФ: «Абонент обязан вносить платежи или предоставлять иное исполнение по абонентскому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя», - продолжает Самохвалов.
Вернут вам деньги или нет, зависит от формы проездного. «Если вы купили проездной на месяц, тогда действительно вы являетесь абонентом, и возвращать вам ничего не обязаны, - говорит юрист. - Однако если вы приобрели билет на какое-то количество поездок, то вы не абонент, вы просто совершили предоплату определенных услуг. В этом случае, согласно закону, вам должны вернуть деньги обратно».
Единственный нюанс - успели ли вы начать использовать поездки? Если вы не использовали ни одной, то вам обязаны вернуть стоимость карточки. А вот если вы отъездили половину поездок, то вопрос с возвращением денег становится спорным. Ведь карточка на большее количество поездок стоит дешевле, и, вернув назад половину стоимости, перевозчик поставит в невыгодные условия тех, кто покупает карточки на меньшее количество поездок по более высокой цене за одну поездку.
Иная ситуация - если вы покупаете абонемент в спортивную секцию, Дворец культуры и так далее. «Чтобы не бегать потом по судам, нужно требовать внести в договор пункт о том, что вам вернут хотя бы часть денег за неиспользованные услуги. По закону «О защите прав потребителей» вам должны вернуть все деньги, за исключением тех, которые уже были на вас потрачены, то есть если, например, для вас была выпущена специальная карточка, с вас вычтут ее стоимость. Однако суды рассматривают дела абонентов после 2015 года по-разному. Лучше прописать этот момент в договоре заранее», - советует юрист.
Анна Александрова.
Фото Ю. Третьяковой.