В России принят закон, согласно которому называть игристые вина шампанским теперь могут только российские производители.
Новые правила вовсе не означают, что французская продукция исчезнет с прилавков, но стоить она, судя по всему, будет дороже.
Новый закон о регулировании алкогольной продукции обязывает производителей указывать на контрэтикетке вид винодельческой продукции. На бутылках с напитком, который мы привыкли называть шампанским, теперь должно быть напечатано словосочетание «игристое вино». При этом правила не запрещают использовать название географических точек, где был произведен алкоголь. Таким образом, слово Champagne, которое давно уже стало мировым брендом и охраняется правом интеллектуальной собственности на международном уровне, на этикетках по-прежнему останется, но на тыльной стороне бутылки будет написано не «шампанское», а «игристое вино». Право называться «российским шампанским» остается только у отечественной продукции из местного винограда.
Во Франции известие о том, что московские законодатели отказались признавать их напитки за шампанское, вызвало маленький переполох. Заголовки местных газет сообщали, что «Россия объявила войну шампанскому» и даже присвоила себе это название.
Куда более сдержанными оказались сами производители. Первой отреагировала компания Moёt Hennessy. Ее представители сообщили, что из-за нововведения вынуждены приостановить поставки своей продукции. При этом компания не увидела никаких проблем в том, чтобы поменять на этикетках слово «шампанское» на «игристое вино». Но проблема заключается в том, что с введением таких, казалось бы, маленьких изменений производители получают очень большие проблемы. Причем начнутся они не только у французов, но и у всех тех, кто поставляет в Россию игристые вина.
Поставщикам придется заново оформить сертификацию, направить новое уведомление о начале оборота алкогольной продукции, поменять название в Единой государственной автоматизированной информационной системе. Пока все это не будет сделано, продавать свои игристые напитки они не имеют права ни под каким названием. Изменения потребуются для 20 тысяч наименований алкоголя. Поэтому эксперты прогнозируют как минимум перебои в поставках алкогольной продукции из-за рубежа. Вероятно, стоить она будет дороже, чем раньше, но представители западных компаний пока затрудняются ответить, насколько серьезным будет подорожание.
Виноделы, права которых формально призван защитить этот документ, говорят, что такая помощь со стороны законодателей им не нужна.
«Во втором чтении в Госдуме этот законопроект принимался скоропалительно, перед самым завершением весенней сессии и не обсуждался с участниками и экспертами рынка», - говорит руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин.
Сами специалисты в области виноделия говорят, что настоящее шампанское производят только в провинции Шампань и очень странно, что в России теперь запрещено использовать это слово для оригинальной продукции. «Очень важно защищать российские вина на нашем рынке и оказывать им всестороннюю протекцию. Но принимаемые законодательные меры должны быть разумными и не противоречить здравому смыслу», - считает президент компании «Абрау-Дюрсо» Павел Титов.
Еще резче выступила Елена Костенко, гендиректор компании, производящей игристые вина. «Нам чужое не нужно. Мы предпочитаем заработать репутацию для своих вин только выпуском продукции самого высокого качества, а не присвоением себе чужих титулов и регалий», - сказала Костенко.
Наталья Пуртова.
Фото: ADOBE STOCK