Потребительский рынок
6301 | 0

Реэкспорт: быть или не быть?

Реэкспорт: быть или не быть?
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

С 1 апреля Казахстан ограничил параллельный импорт в Россию. Система, которую запустил наш евразийский сосед, отныне будет отслеживать идущие в нашу страну из Европы санкционные товары.

Через бывшую советскую республику к нам везут электронику, технику для дома, детали самолетов, редкоземельные металлы, электронные компоненты, запчасти для импортных авто и сами авто, процессоры, контроллеры, медтехнику, одежду, парфюмерию, продукты, бытовую химию. В 2022 году экспорт Казахстана в Россию поднялся на 25% по сравнению с 2021 годом. Даже неэкономистам понятно, что за логистику казахи получают немалый процент. Готовы ли они потерять прибыль от участия в параллельном импорте в обмен на крепкую дружбу с «уважаемыми западными партнерами»? Ряд экономистов считает, что на словах казахи будут декларировать одно, а на практике делать то, что им выгодно, то есть продолжат в прежнем духе.

Определенных барьеров и снижения объемов параллельного импорта все же вряд ли удастся избежать, однако ждать его прекращения через Казахстан не стоит. Страна входит в Таможенный союз ЕАЭС, имеет 7600 километров сухопутной границы с Россией и тесные бытовые связи, поэтому что-то все равно будет просачиваться.

- Количество товаров может стать меньше, но в целом говорить, что что-то вдруг резко исчезнет из продажи, я бы не стал. Через несколько месяцев оценим статистику экспорта и импорта и будет понятно, снизились ли объемы, - говорит финансовый аналитик и доцент РАНХиГС Николай Кульбака.

Что касается цен, то на товары из Казахстана они в итоге повысятся на 5-10%, полагает экономист Александр Разу­ваев. При этом, по его словам, ассортимент товаров не сократится, несмотря на сложности:

- Казахи никогда не откажутся от маржи. Лишний бакшиш превыше всего. На информационное давление со стороны Запада представители Казахстана могут сказать что угодно, чтобы от них отстали, а поступят, как сочтут нужным, и заработают.

В феврале спецпосланник ЕС по санкциям Дэвид О’Салливан дал понять, что Запад прекрасно видит, как на фоне снижения прямых поставок в Россию у некоторых стран «внезапно появилось немало новых потребностей», особенно много их стали испытывать не только Казахстан и Турция, но и Армения и Киргизия. Означает ли это, что новостей, похожих на казахскую первоапрельскую не шутку, стоит ждать и оттуда? Если да, то все надежды останутся на Китай, который и так все активнее продвигается на наш рынок.

Никита Кричевский,

экономист и публицист:

«Казахстан начал задерживать российские грузовики под надуманными предлогами. Власти Казахстана стали требовать от российских водителей предъявить разрешения на перевозку грузов, выданные не стране, а предыдущему перевозчику, то есть компаниям из ЕС - компаниям, которые поставляют те же товары в Беларусь или Россию через ЕС. Однако эти компании не передают документы друг другу, и новые правила противоречат положениям международных соглашений о дорожном движении. Кроме того, российские водители имеют разрешения для Казахстана.

Все это привело к тому, что параллельный импорт из Казахстана накрылся, что произошло несколько недель назад. Теперь Кыргызстан считается самым удобным маршрутом для импорта, пока американцы четко не объяснят киргизам вред вторичных санкций для их экономики…»

Елена Хакимова.

Фото: Pixabay.com

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.