Потребительский рынок
5735

Под флагом «Честного знака»

Под флагом «Честного знака»

«Все изменения, которые в природе имеют место, такого суть свойства, что ежели в одном месте чего убудет, то в другом - присовокупится».

 

Михайло Ломоносов издалека сумел заглянуть и в наше время, коротко и ясно объяснив причины высокой урожайности в РФ на всяких миллиардеров и олигархов. При сильно беднеющем населении.

Сегодня в торговых сетях почти не найти товаров, к которым бы не прилепилась марка с уникальным цифровым кодом. А по решению правительства подобная маркировка к 2024 году должна стать сплошной, в смысле быть на всем, что продается в магазинах.

Авторы проекта, который гордо именуется «Честный знак», расхваливают его достоинства. Дескать, увеличится собираемость налогов и благодаря этому на 1,2% возрастет ВВП. Борьба с контрафактом обеспечит преимущество легальным участникам рынка и поможет соответствующим госорганам усилить контроль за этим самым рынком - вроде как пока его недостаточно.

Критики «Честного знака» предупреждают, что введение маркировки потребует затрат производителей и торговых точек. Стоимость оборудования для маркировки - от 30 тысяч рублей до сотен тысяч евро. Также придется оплачивать генерацию кодов, существенно усложнится документооборот.

Торговым точкам придется купить специальные сканеры, а также внедрять онлайн-кассы и системы электронного документооборота. Расходы одного магазина, торгующего табачными изделиями, для применения системы электронной маркировки сигарет будут достигать 50-80 тысяч рублей в год. Рассказывают, что некий Союз предприятий и мастеров индустрии рукоделия и творчества, члены которого выпускают предназначенные для детей краски, пластилин и настольные игры, сделал расчет, во что обойдется «Честный знак». Оказалось, маркировка одного изделия будет стоить 75 рублей при его средней отпускной цене 86 рублей. И выбирайте: либо сворачивать работу, либо переходить в серый сектор экономики.

Сама марка стоит всего лишь 50 копеек да плюс гривенник НДС - куда ж нынче без него! - и набегает 60 опять же всего лишь копеек. Прицепить клочок бумажки к дорогой шубе - плевое дело, но ведь есть и другие товары. «Никто пока не делал расчет для продуктов питания и напитков, которых ежегодно продается в нашей стране порядка 250 миллиардов упаковок, - говорит председатель Союза потребителей РФ Петр Шелищ. - Только за коды по 60 копеек потребителям придется доплатить лишние 150 миллиардов рублей. А за то, чтобы производители могли их наносить, а розничные продавцы - считывать на кассах, по оценке ведущих отраслевых союзов поставщиков продтоваров, придется доплатить не меньшую сумму».

Кому же привалила такая халява? Тут все просто и очень по-нашему. Распоряжением Правительства РФ оператором системы без конкурса и прочих формальностей было назначено ООО «Оператор-ЦРПТ» - дочерняя компания ООО «Центр развития перспективных технологий». Владельцы ЦРПТ - знакомые все лица: 50% принадлежит структуре ООО «Юэсэм технологии», подконтрольному Алишеру Усманову и его партнерам, еще по 25% - АО «Концерн «Автоматика» и ООО «Элвис-плюс групп» тоже миллиардера Александра Галицкого.

Как видите, многомиллиардные потоки путем кабинетных переговоров были развернуты в нужном направлении и вновь увеличат состояния господ олигархов. Хотя, по мнению экспертов, польза для экономики от копеечной марки - тоже копеечная. Сколько бы ни проникало на прилавки контрафактных продуктов, Росстат фиксирует: смертность от пищевых отравлений и инфекций в 2021 году была менее 2 человек на миллион граждан, что в десятки раз меньше среднемирового показателя. Роспотребнадзор не видит особой опасности в продуктах в ретейле, крайне низок и процент проб, выявляющих в них не соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям химические вещества.

«Говорят, что введение маркировки шуб позволило основательно обелить рынок меховых изделий. Возможно, не стану спорить. Но продовольственный рынок, где не менее половины розничного оборота обеспечивается торговыми сетями, уже сейчас характеризуется высоким уровнем легальности, - отмечает Петр Шелищ. - И ничто не свидетельствует о пользе цифровой маркировки в других товарных группах. Согласно отчету Счетной палаты РФ, количество выданных кодов маркировки для табачной продукции в 2020 году и первом квартале 2021 года составило 13,7 миллиарда штук, а через розничные кассы за этот период провели только 7,2 миллиарда промаркированных упаковок. Значит, около половины промаркированной продукции продали нелегально, и марки этому не помешали».

Итак, в сухом остатке - рост себестоимости товаров, опустошение карманов населения, повышение благосостояния олигархов. Благодаря наклейке копеечных марок, за счет граждан и под флагом «Честного знака».

Григорий Алексеев.

Фото: PIXABAY

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.