Люди стали гораздо меньше покупать и, соответственно, меньше тратить денег. И это, увы, вовсе не только их личные проблемы.
По утверждениям статистиков, рост потребления товаров и услуг в июле 2021-го по сравнению с июнем замедлился вдвое. В ЦМАКП тоже заговорили о стагнации потребительских расходов. По оценкам аналитиков центра, общие траты граждан на товары, услуги и общепит в июле по сравнению с июнем снизились на 0,7%.
За причинами далеко ходить не нужно - на фоне «слишком вялого восстановления реальных зарплат» при взлете инфляции граждане стали экономить. А кредиты им стало брать сложнее, банки вынуждены защищаться от «недобросовестных» заемщиков.
Такими крупными мазками описывается нынешняя ситуация в системе координат «рынок - спрос - доходы». Статистика и экономическая аналитика, как известно, профессии без эмоций. Однако, когда из года в год обществу с ледяным равнодушием предлагается официальная сводка, что доходы людей падают, а за ними падает и рынок, нормальным людям очень хочется воскликнуть: «Автора! Кто и почему сотворил это?!»
Когда доходы населения сокращаются, то затем падает и производство товаров. Зачем предприятиям наращивать их выпуск, если гражданам не на что покупать? Дальше этой констатации наши власти не идут, боясь очевидных вопросов. Почему люди живут все беднее, а прибыли банков и состояния олигархов постоянно растут? Почему золотовалютные запасы государства уже не вмещаются в сундуки, а люди экономят на еде?!
Михаил Ломоносов еще в XVIII веке предупреждал: «Сколько у одного тела отнимается, столько присовокупится к другому. Ежели где убудет материи, то умножится в другом месте». За время пандемии совокупное состояние российских долларовых миллиардеров увеличилось на 62 млрд долларов. Это десятая часть всего золотовалютного запаса РФ, которую отняли у миллионов граждан всего лишь за год, один из самых трудных для экономики страны!
В общем, спрос падает с уровня благополучной жизни миллионов, на которую вполне бы хватило богатств страны, до нищеты большей части населения. Чтобы это ограбленное население видело только в милостях властей шанс на выживание.
Лаврентий Павлов.
Фото: AdobeStock