Потребительский рынок
2726 | 0

Как сходить в магазин без риска для здоровья

Как сходить в магазин без риска для здоровья
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Скандальные конфликты между покупателями и охранниками сетевых магазинов в последнее время стали привычным явлением.

При этом очень часто люди просто не знают, какие права у них есть, не умеют их защитить. А представители служб безопасности торговых точек этим бесстыдно пользуются.

На днях общественность взбудоражило очередное сообщение об избиении покупателя в московском супермаркете. Магазин этот явно недешевый, расположен на Новом Арбате среди многочисленных бутиков и лавок с заоблачными ценами.

Казалось бы, именно здесь должна работать самая вышколенная служба безопасности, безупречно выполняющая свои обязанности. Но нет - на кадрах видеонаблюдения, попавших в Cеть, видно, как охранники повалили покупателя на пол и попросту избивают тележкой для продуктов. Странное поведение для сотрудников престижного торгового центра!

Двумя месяцами раньше в одном из петербургских магазинов на проспекте Науки несколько человек из охраны избили пожилого посетителя, а затем несколько минут не давали ему подняться с пола. Это происшествие стало известно только потому, что кто-то из свидетелей снял его на смартфон и выложил в Cеть.

Вот еще одно сообщение из Cеверной столицы: сотрудник службы безопасности заподозрил 89-летнюю пенсионерку в краже, догнал ее на выходе из магазина, а затем толкнул. В результате пожилая женщина упала на асфальт. Только позже прохожие оттащили хулигана от пенсионерки, вызвали полицию и скорую.

Сколько куда более тихих конфликтов между покупателями и сотрудниками частных охранных агентств, работающих в торговых центрах, происходит каждый день? Этого, к сожалению, никто даже не пытался подсчитать. А зря! Возможно, из хорошего анализа проблемы можно было бы сделать далекоидущие оргвыводы. А то у нас законодатели с видимыми миру муками все изобретают пустяковые поводы для законотворчества, когда такая проблема буквально лежит на поверхности и вопиет!

Правда, многие эксперты уже сейчас считают: часто в конфликтных ситуациях виноваты сами посетители. Люди не удосуживаются узнать о своих законных правах, чем и пользуются нечистые на руку администраторы и охранники магазинов.

СНАЧАЛА ДОКАЖИТЕ…

«Меня не выпускали из магазина два часа с требованием открыть дамскую сумку. Основание: сумка слишком большая, а я вышла без покупок. Никаких доказательств мне не представили. Как нормальный гражданин, считающий себя честным человеком, я не открыла сумку. Отпустили только после составления протокола специальным сотрудником местного ОВД», - жалуется москвичка Елена Скорцова. 

Это действительно очень унизительная ситуация, когда без всяких веских оснований вас подозревают в совершении преступления. «Передо мной вышла компания молодых парней с огромными рюкзаками. Охранник спокойно их пропустил, должно быть, побоялся связываться. А они могли бы вынести половину магазина», - продолжает Елена.

В том случае она не ошиблась. «Ни охранник, ни другие работники магазина не имеют права устраивать обыск. Они могут лишь предложить показать содержимое сумок. И не более того. Если покупатель не хочет этого делать, можно проигнорировать просьбу», - объясняет юрист столичной адвокатской конторы Геннадий Чапоренко. Он ссылается на статью 13 Федерального закона «О полиции», где сказано: право на осуществление личного досмотра граждан, а также их вещей есть исключительно у сотрудников полиции. Более того, досмотр должен проходить в присутствии двух понятых, а личный досмотр - проводиться только сотрудниками одного пола с досматриваемыми.

И еще одна тонкость. В статье 12 закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» подчеркивается, что человек может быть задержан охранником на месте правонарушения и должен быть незамедлительно передан в орган внутренних дел.

«В данном случае ключевыми являются слова «совершившее противоправное посягательство». То есть охранник магазина может задержать покупателя только в том случае, если он совершил кражу и охрана это видела, например через системы слежения», - говорит Чапоренко.

Именно этот момент становится самым уязвимым для сотрудников ЧОПа. Они действительно могут задержать любого подозрительного посетителя и даже вызвать наряд полиции. Но если в сумке у человека ничего не обнаружено, охранникам придется объясняться уже со стражами порядка. Наверняка те поинтересуются, на каком основании произошло задержание и почему им пришлось тратить время на этот странный вызов? Есть ли свидетели кражи? Что показывает видеонаблюдение?

Если охранникам по существу нечего ответить, то претензии предъявят уже к ним. Штраф за ложный вызов полиции составляет до 1500 рублей плюс придется возместить затраты на вызов. В общей сложности за излишнюю бдительность придется выложить до 10 тысяч рублей.

Именно поэтому юристы советуют не тратить время на разборки с охраной, а немедленно требовать вызова полицейских. Естественно, если совесть пострадавшего абсолютно чиста.

АДМИНИСТРАЦИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСЕТ!

В одном из самых крупных супермаркетов столицы до недавних пор стояли ряды камер хранения и представители охраны исправно заставляли покупателей оставлять там большие сумки. Сама по себе камера была так себе - хилые замочки мог открыть даже начинающий воришка. Ключи с номерками тоже вызывали сомнения. Но житель Люберец Николай Кондрашов послушно положил в ячейку пакет с только что купленной техникой для машины и отправился в торговый зал. Через 40 минут он вернулся за оставленным пакетом. Вот только его в ячейке уже не было.

«Представитель дирекции супермаркета показала мне табличку около камеры хранения, где сказано, что администрация ответственности за хранение не несет. Я думаю, это ненормально - требовать оставлять сумки при входе и при этом не обеспечивать безопасность вещей», - пишет Кондрашов в своем письме в Общество защиты прав потребителей.

Для специалистов это очень простое дело. «Здесь нарушается статья 421 Гражданского кодекса РФ, где говорится, что никто не имеет права принуждать к заключению договора на оказание услуг. В нашем случае магазин в лице охранника фактически заставляет покупателя заключить договор по оказанию услуг охраны сумок. Если не желаете добровольно сдавать вещи на хранение, вы имеете полное на это право. Нужно только поставить в известность охрану», - объясняет юрист Олег Камышов.

Он считает, что требование сдать на хранение вещи и не обещать их сохранности нарушает Гражданский кодекс в разделе нарушения договоров (статья 426 о публичном договоре).

«Можно пригласить администратора и сообщить ему, что напишете жалобу о нарушении правил торговли в местный отдел Роспотребнадзора. Если у вас украдут сданные в магазине вещи, любой суд удовлетворит ваш иск. Сообщение о том, что администрация за них не несет ответственности, незаконно», - говорит юрист.

Практически все эксперты считают, что права покупателей хорошо прописаны в современном законодательстве. Вот только сами люди этим вопросом не интересуются до тех пор, пока не станут жертвой очередного конфликта.

Наталья Пуртова.

PHOTOXPRESS/А. Артеменков

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.