Союз российских пивоваров предупредил, что в ближайшее время возможен резкий скачок цен на этот шипучий напиток.
Неурожаи ячменя в Европе и пожары в Турции привели к повышению оптовых тарифов на сырье, а это неизбежно скажется на стоимости каждой отдельно взятой бутылки.
Уже понятно, что больше всего подорожал солод. К нынешней осени цены на него подскочили примерно на 30-50%. Это событие не вызвало никакого удивления у участников рынка. Европейские фермеры, которые и являются основными поставщиками сырья для российских компаний, вынуждены были провести лето в борьбе с засухой. К середине июля надежда на хороший урожай окончательно испарилась, стало ясно, что сохранившееся сырье теперь поставщики будут продавать по бешеным ценам. Масла в огонь добавили пожары в Турции. Эта страна также является поставщиком солода для российских пивоварен, и, как назло, туркам в этом году было не до производства ячменя.
Вести с родных полей также не радовали - сокращение посевных площадей ячменя привело к падению объемов жатвы зерновой культуры более чем на 10% по сравнению с прошлым годом. К тому же стало ясно, что ячменя будет не только мало, но и вырастет он плохого качества - с высоким белком и низкой крупностью.
Национальный союз производителей ячменя, солода, хмеля и пивобезалкогольной продукции начал бить тревогу еще в середине лета, когда выпустил на своем сайте предупреждение о том, что легкой жизни коллегам по отрасли ждать не следует. «Жара - несомненный плюс для пивоваренной отрасли - может стать явным минусом для производителей ячменя. Мы отметили факт дефицита российского пивоваренного солода, роста цен и даже временной приостановки отгрузки солода рядом предприятий в связи с ожиданием более высоких цен», - было написано в сообщении.
Производители пива, поняв, что в России по дешевке теперь сырье не купишь, бросились за границу. Но там их тоже ждала неудача. Оказалось, что в 2020 году было зафиксировано падение спроса на пиво и, соответственно, на пивоваренный солод. Объемы мирового производства солода на 2021 год снизились. Мало кто предполагал, что нынешним летом сырье окажется в дефиците. «Большинство иностранных солодовенных компаний не может сегодня удовлетворить растущий спрос на солод и вынуждено отказывать как своим пивоваренным компаниям, так и российским в увеличении объемов отгрузки», - констатировали эксперты.
«Наша рекомендация: если позволяют складские помещения, закупайте впрок по возможности солод российского и особенно импортного производства по старым ценам!!! Поверьте, осенью вы будете неприятно удивлены новым ценам!!!» - взывал Союз производителей ячменя, солода, хмеля и пивобезалкогольной продукции.
И эксперты не ошиблись. На днях Союз пивоваров России прямо заявил, что продукция неизбежно подорожает. «Это не просто рост цен на солод, он является беспрецедентным за 10 лет. За год его стоимость практически удвоилась. Только за последние шесть месяцев она выросла на 50 процентов. В цене производства литра пива солод составляет порядка 60 процентов. В полной себестоимости - больше 30 процентов. Таким образом, удвоение стоимости может привести к повышению цены конечного продукта на треть», - заявил председатель организации Даниил Бриман.
К тому же выросли и сопровождающие траты. Например, подорожала пластиковая и стеклянная упаковка, транспортные и маркетинговые услуги. «Уже эти, не касающиеся непосредственно производства части вынудили нас поднять розничную стоимость на 10 процентов», - объяснил руководитель одной из торговых сетей.
Чтобы избежать дестабилизации рынка, Союз пивоваров предложил премьер-министру Михаилу Мишустину ввести квоты на экспорт ячменя и солода, ограничив таким образом вывоз своего сырья за границу. Другие участники рынка раскритиковали эту идею. «Мы не испытываем недостатка сырья для производства пива и считаем преждевременным говорить о резком росте цен из-за некоторого дефицита солода на рынке», - сообщили в Ассоциации производителей пива.
Эксперты уже заявили, что в погоне за покупателем производители постараются всеми силами если не удержать рост цен на пиво, то хотя бы сделать все, чтобы отечественный потребитель не особенно пострадал. А вот каким будет качество любимого россиянами напитка, сказать трудно.
Подготовила
Наталья Пуртова
Фото: ADOBESTOCK