Объективный факт: срок доставки писем «Почтой России» из одного конца большого российского города в другой составляет более месяца. И это, простите, называется почтой?!

На простой вопрос, почему так происходит, следует замысловатый ответ топ-менеджмента крупнейшего российского оператора связи: «Отечественного оборудования для сортировочных центров нет, а зарубежное регулярно взламывают враги России». Прямо кулаки сжимаются и хочется поинтересоваться, каким местом думал этот самый топ-менеджмент, планируя развитие отрасли, последние несколько лет.
Впрочем, это уже лирика. А суровая реальность - очередной аудит Счетной палаты. Нам официально заявили: «Почта России» - на грани банкротства, в ведомстве творится откровенный бардак.
На днях руководство монополиста слезно жаловалось в Госдуме, что сортировочные центры у них работают в ручном режиме в несколько смен. Мол, все дело в санкциях. Из-за них не работает чуждое нам логистическое оборудование, а отечественного просто нет. Правда, у простого человека сразу возникает вопрос: позвольте, а почему маркетплейсы не испытывают такого рода проблем? Причем это касается абсолютно всех частных структур, которые доставляют потребителю товары и корреспонденцию. И наверняка - потому что по-другому быть не может - они используют исключительно российский софты и средства доставки. Может, «Почте России» нужно просто обратиться к младшим коллегам и приобрести у них компьютерные программы и методики, которые позволят стабильно обслуживать клиентов?
Но, видимо, руководство нашего монополиста не ищет простых, вернее, слишком дешевых решений - только что «Почта России» снова попросила денег. Много. «Очень нужно!» Мол, на одну только модернизацию сельских отделений потребуется больше 100 млрд рублей. А при существующем финансировании на ремонт уйдет 228 лет!..
Это богоугодное заведение не ругал разве что ленивый. Потому что хвалить ее не за что: превратили отделения почты в магазины по продаже консервов, макарон и шампуня, которые никто не покупает, потому что в соседнем супермаркете все то же самое стоит в три раза дешевле. А потом жалуются на убытки!
Недавно спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что организация тратит слишком много денег на содержание управленческого штата и при этом управляется и работает из рук вон плохо. «Пять лет продолжается кадровая чехарда, с разрешения уж не знаю кого оформлен большой заем, и теперь долги требуют постоянных дополнительных расходов, - отметила Валентина Матвиенко. - Мы эти вопросы поднимали неоднократно, но решений по-прежнему не видим».
Матвиенко потребовала разобраться с «финансовой дырой» в теле отечественной почты. Как мы говорили, Счетная палата РФ провела аудит почтового ведомства и выкатила буквально 70 листов претензий к «Почте России» убористым шрифтом. Нарушений масса!
Только один пример. В 2021-2025 годах «Почта России» приняла от государства 17 млрд рублей на модернизацию 3355 почтовых отделений в сельской и труднодоступной местности. Однако модернизация почти трети из них прошла со срывом сроков. При этом большое количество отделений в селах и глухих уголках вообще закрывается, потому что здания разваливаются от ветхости. Теперь жителям этих уголков, чтобы получить письмо или отправить посылку внукам, придется ехать в райцентр.
Работать в «Почту России» люди идут неохотно: зарплаты маленькие, поэтому число «почтовых вакансий» выросло в разы. Разумеется, нижнего звена. За последние пять лет организационная структура «Почты России» пересматривалась 25 раз! За это время в «Почте России» сменились три гендиректора, штат советников управленческого аппарата увеличился на 65%, а фонд их оплаты труда вырос на 48% - с 121,1 млн до 179,2 млн рублей в месяц. Кроме того, численность заместителей генерального директора доходила до 19, при этом за 2020-2024 годы данную должность занимали 53 человека. Однако среднее время пребывания в должности - год и пять месяцев. В отчете Счетной палаты говорится, что частая смена руководства лишает управленческие решения преемственности и последовательности. «Одновременно с этим отмечается увеличение вакантных ставок производственного персонала - в 2,2 раза по сравнению с уровнем 2020 года. Основная причина - низкий уровень заработной платы», - говорится в документе.
При этом жалоб от клиентов огромное количество. «Почта России» не справляется со своей основной функцией, да еще зачастую навязывает клиентам дополнительные услуги. Из-за массовых жалоб населения на качество обслуживания депутаты из Тулы вообще предложили лишить «Почту России» государственной поддержки. Мол, наворотили дел со своими реформами, работать вообще не умеете и даже не пытаетесь, ну и крутитесь сами как хотите!
Возможно, это было бы правильно. Но у нас система такая: госкомпании, даже если это насквозь дырявое и ни на что не годное корыто вроде «Почты России», утонуть государство не даст. Будет спасать до последнего. Причем за наш с вами счет.
Олег Павлов
Фото: РИА Новости/А. Кондратюк.