Страховщики заговорили о возможностях повышения тарифов ОСАГО. Новые тарифы на страхование «автогражданки» в свое время удержали отрасль от коллапса. Насколько нынешняя ситуация критична?
Страховой рынок в кризис трясет так же, как и другие сферы. Эксперты еще летом говорили, что ситуацию может вытянуть рост страхования жизни (кстати, прирост в этом сегменте страхования замечен впервые за долгие годы) и рост медицинского страхования. А вообще, признают страховщики, сферу спасло от кризиса именно ОСАГО. В итоге, по данным Российского союза автостраховщиков (РСА), за семь месяцев 2015 года сбор премий по ОСАГО составил в целом 116,4 млрд рублей - это почти в два раза больше, чем в прошлом году. Еще бы, ведь тарифы поднялись на 40-60%!
Однако при скачках курса валют положение становится не столь радужным. Дело в том, что новые размеры тарифов в начале этого года рассчитывали, основываясь на курсе 65-70 рублей за доллар. Если рубль будет падать и дальше, новые тарифы снова станут недостаточными. Страховщики кивают на ситуацию с запчастями: большая часть автомобилей на дорогах России - это иномарки, а запчасти на них уже начали дорожать, да и ремонт тоже. В итоге полного страхового покрытия очень скоро может не быть.
Подъема стоимости ОСАГО, кстати, боятся не только автолюбители, но и сами участники страхового рынка. «Второй подобный подъем цен на страховки будет уже на грани героизма», - предостерегал летом коллег по цеху и представителей властей Игорь Юргенс, президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС).
Эксперт рынка Павел Самиев в беседе с корреспондентом «МН» заметил, что повышать тарифы ОСАГО уместно только тогда, когда изменятся факторы, на них влияющие. «Например, если будет расширяться покрытие по ОСАГО», - считает Павел Самиев. Статистика же первого полугодия этих опасений пока не подтверждает. Зато, по словам эксперта, страховую отрасль серьезно подрывает процент мошенничеств с получением страхового возмещения. «Такие случаи составляют до 10 процентов рынка ОСАГО. Это оказывает большое влияние на убыточность. Можно бесконечно повышать тарифы, но эта третья сила - мошенники, недобросовестные судьи и голодные адвокаты будут пожирать огромную часть новых поступлений. Вопрос в том, как снять с рынка страхования эту нагрузку».
«Отрасль будет наблюдать за рынком еще в течение лет двух и потом принимать решения по повышению тарифов», - считают в Союзе страховщиков.
Но многие владельцы транспортных средств к таким заявлениям относятся с недоверием. «О том, что страховщики решат повысить тарифы на ОСАГО осенью, я знал еще в феврале, - утверждает, в свою очередь, руководитель Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев. - По моим подсчетам, рост тарифов может составить 25 процентов». Да, это не коснется тех, у кого автомобиль уже застрахован, но страхователи, у которых полис уже заканчивается, могут нарваться на повышенные ставки.
Серьезных народных возмущений, скорее всего, не будет, да и на прикол свои машины автолюбители не поставят. Но выводы сделают. Уже сейчас многие отказались от ОСАГО. «Да мне проще заплатить штраф за отсутствие полиса (800 рублей), чем платить такие деньги ни за что, - говорит москвич Михаил. - Мне насчитали на мой «форд» страховку 19 тысяч рублей!»
Глава ФАР Сергей Канаев прогнозирует: очередное повышение тарифов спровоцирует всплеск отказов от покупки полисов ОСАГО. Массово появятся липовые полисы по цене около 1500 рублей. Да, в этом случае ущерб при аварии водителю придется возмещать самостоятельно, но рисковать готовы все больше и больше водителей.
Марина Лепина
Фото ТАСС/М. Джапаридзе