«Дефицит бензина и дизеля на российских АЗС создан искусственно? Россия - больше не страна-бензоколонка?» - странная ситуация с топливом порождает все больше конспирологических теорий и слухов среди российских автомобилистов. Туристы, возвращающиеся с курортов Черноморского побережья и Северного Кавказа на своих авто, попали в неприятную ситуацию: заправиться не всегда удается, приходится толкать машины до следующей заправки и выпрашивать литр бензина у проезжающих. На независимых АЗС наблюдается дефицит, а то и полное отсутствие дизеля и некоторых марок бензина. И такая ситуация не только в регионах Юга России, но и на Алтае, в Сибири, на Дальнем Востоке и в некоторых областях Центральной России. Почему так?
ЦЕНЫ НА БЕНЗИН И ДИЗЕЛЬ БЬЮТ РЕКОРДЫ
На одной из АЗС недалеко от Москвы за литр 95-го просят уже почти 69 рублей. На других стоимость бензина ниже, но все равно сильно отличается от той, что было еще совсем недавно. Если еще пару месяцев назад за полный бак на 50 литров надо было заплатить чуть больше 2,5 тысячи рублей, то теперь, получается, это минимум 3 тысячи. А то и 3,5.
Цены на бензин и дизель в опте и рознице находятся в диком дисбалансе. Оптовики повышают цены, а рознице правительство цены на топливо повышать запретило. Поэтому независимые АЗС, не связанные с топливными корпорациями, не могут и не хотят закупать топливо дорого, а продавать дешевле — значит, себе в убыток. В итоге на многих автозаправках дизель и бензин определенных марок просто исчезли. Страдают от этого простые автомобилисты, грузоперевозчики и, конечно, аграрии. Ведь сейчас сезон уборки урожая.
После обращения сельхозпроизводителей Кашарского района Ростовской области депутат госдумы Евгений Бессонов опубликовал жалобу фермеров и обратился в Федеральную антимонопольную службу.
«Ситуация является критической, особенно остро вопрос встает в связи с проведением полевых работ. При этом для роста цен на бензин и дизель нет объективных причин», - говорится в письмах Бессонова, направленных в Генпрокуратуру и ФАС. Власти Ростовской области при этом считают, что никакого дефицита топлива нет и не предвидится, а подорожание вызвано сочетанием трех факторов. И называют их в СМИ: интенсивный трафик на сухопутной дороге в Джанкой, спрос аграриев и поток отдыхающих, которые едут на моря через Ростовскую область.
А вот что думает по этому поводу Сергей Соловьев, коммерческий директор сети АЗС «Нефтьмагистраль»: «Для нефтяных компаний фактически было поставлено условие о сохранении розничной цены, чтобы она росла не выше инфляции. Простой пример приведу: в Московском регионе нефтяные компании продают 95-й бензин по 54 рубля, по 55. У нас в сети бензин стоит в районе 61-62 рублей, потому что мы не можем торговать в убыток. Аналогичная ситуация происходит по 92-му бензину, и, к сожалению, рост будет продолжаться, если в ближайшее время существенно не увеличится предложение на внутреннем рынке и оптовые цены не пойдут вниз. Такого я не ожидаю по причине того, что основной поставщик топлива на московском рынке - Московский нефтеперерабатывающий завод - в ближайшее время уходит на ремонт на два месяца».
Почему растут цены на бензин и дизель - тоже не секрет. Потому что его сейчас выгоднее продавать на экспорт, а не оставлять на внутреннем рынке. Аграрии юга России чуть ли не месяц жалуются на драконовские цены и дефицит топлива. И ситуация не только не улучшается, а, наоборот, ухудшается.
Вот как оценивает ситуацию ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков: «Рубль ослаб, цены на мировом рынке на нефть и нефтепродукты выросли. И у нефтяных компаний значительно возросло желание экспортировать, потому что в рублевом выражении на внешних рынках цена что топлива, что нефти существенно выше, чем на внутреннем рынке. Эту разницу должен гасить демпфер, но он теперь в два раза ниже. Поэтому нефтяные компании либо должны поднять цены на внутреннем рынке, либо экспортировать большие объемы будут. А это вообще грозит дефицитом на внутреннем рынке. Я думаю, что государство должно найти какой-то компромисс с нефтяными компаниями».
Ситуация достигла некой точки кипения. Недавно грузоперевозчики потребовали ввести госрегулирование цен на дизель. Иначе, объясняют они, инфляция разгонится до небес. Ведь в стоимость товаров в сетевых супермаркетах в других магазинах входит и перевозка грузов. Ассоциация «Грузавтотранс» даже говорит о ценовом сговоре топливных компаний и требует зафиксировать цены на уровне, который был до подорожания.
ЧЕМ ЦЕНЫ СБИВАТЬ БУДУТ?
Председатель комитета Госдумы по экономической политике Николай Арефьев считает, что государству пора вмешаться и отменить два вида налога, чтобы повлиять на ситуацию с ростом цен на дизельное топливо.
А именно - транспортный налог и налог на добычу полезных ископаемых - НДПИ. По мнению депутата, эти налоги заложены в стоимость топлива. И если их убрать, цены сразу же снизятся на несколько пунктов. Арефьев считает, что если избавиться от вышеназванных налогов, то цена топлива могла бы снизиться приблизительно на 30 рублей за литр.
Ранее в Госдуме звучали также предложения отвязать цену на бензин и дизель от курса валют. Установить госрегулирование цен на топливо внутри страны. То есть часть производимого в стране топлива, как прежде, продавать на экспорт и там регулировать цены по ситуации, а для внутреннего рынка установить свои правила игры.
В Минэнерго меж тем считают, что все в порядке. Ничего экстраординарного не происходит. «Чтобы исключить возможные сбои в обеспечении регионов топливом, работает штаб Минэнерго. На особый контроль взяты вопросы ритмичности поставок топлива в южном направлении и топливообеспечения предприятий агропромышленного комплекса и сетей АЗС», - сообщает ведомство.
Быть может, пора уже правительству РФ принять ограничительные меры для экспорта топлива из РФ, например, повысить пошлину или ограничить объемы, а также финансовые меры по аналогии с демпферными выплатами или налоговые послабления? Иначе топливные и брокерские компании так и будут разогревать цены на биржах, создавать ажиотаж и получать большую прибыть. Отказываясь думать о том, что от этого страдает вся экономика страны.
Яна Полянская.
Фото: ADOBESTOCK