Отрасли
3517 | 0

Рыба моей мечты

Рыба моей мечты
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Накануне 8 Марта корреспондент «Мира новостей» встретилась с Верой Яковлевой.

Хотя у нее обычная на первый взгляд профессия ихтиолог-рыбовод, специализируется Вера Николаевна на тонкой материи - сцеживает… икру у осетровых пород рыб. Слабый пол в этом деле большая редкость.

РУЧНАЯ РАБОТА

- Некоторым кажется, что в такой работе нет ничего сложного: дави на брюхо рыбе - и икра сама в таз выльется, - говорит Вера Николаевна. - Если бы все было так просто!

Осетр - сильная рыба, и сил для работы с ней тоже нужно много. Готовую «разродиться» многокилограммовую рыбу с острыми костяными «жучками» нужно достать из воды, правильно держа ее при этом за голову и хвост. Одновременно нужно аккуратно, но крепко прикрывать отверстие, откуда уже стремятся выйти драгоценные икринки. Потом уложить рыбу на специальный «операционный» стол брюхом вверх и в правильных местах правильными движениями давить на брюхо, но ни в коем случае не на сердце. Чуть зазевался, и рыбка так хвостиком махнет, мало не покажется!

Помню, один работник, которого я обучала, невнимательно слушал меня. Осетр вырвался из его рук, а у меня на боку порез остался. Причем, что удивительно, фартук был цел, одежда под ним была цела, а на коже - мощная рана. Не знаю, как это осетру удалось.

От одной самки можно получить в среднем 10% икры от веса. Первую порцию икры получают легким надавливанием на брюхо рыбы. Потом Вера Николаевна делает скальпелем надрез яйцевода и крепкими, но нежными движениями помогает рыбке быстрее «разродиться». Как только процесс завершится, самку отпускают в бассейн.

- Метод надрезания яйцеводов в 1986 году придумал мой коллега из Санкт-Петербурга Сергей Подушка. Это его изобретение. А раньше рыбам делали так называемое кесарево сечение по методу Игоря Бурцева - надрезали кусок брюха, выбирали икру, а дырку зашивали. У рыбы, конечно, отсутствует болевой порог, но метод Подушки мне все же представляется куда более гуманным, и рыба после него спокойно плавает себе дальше, не мучается.

Браконьеры, как нетрудно догадаться, такой микрохирургии необучены. Они безжалостно вскрывают брюхо рыбы, достают из нее ястыки с икрой, а выпотрошенную самку выбрасывают в реку.

РЫБЫ – НЕ БУРЕНКИ!

В своей профессии специалист с 1980 года. Первый раз со своими лучеперыми подопечными Вера Яковлева столкнулась нос к носу, приехав на практику в Волгоград.

В то время на осетровом заводе третьекурсница Астраханского технического института рыбной промышленности и хозяйства принимала участие в работе по оплодотворению и инкубации бестера - гибрида белуги и стерляди.

После окончания института выпускница рыбохозяйственного факультета поехала в Ригу, где мужу-моряку предложили работу на флоте. Потом родились дочь и сын, а через некоторое время Веру Николаевну пригласили на должность рыбовода на частное предприятие, которое в установке замкнутого водоснабжении (УЗВ) занималось разведением осетровых и других видов рыб и получением пищевой черной икры.

- В дикой природе самки осетра достигают половозрелости в 10-12 лет, а в условиях УЗВ - в 6-8 лет. То есть процесс созревания сокращается раза в два. Пищевую икру можно получить от самки, набравшей 6-8 килограммов, - рассказывает Вера Николаевна. - Раньше рыбоводы работали руками и глазами, определяли пол рыбы и ее готовность к оплодотворению по внешним признакам, а сейчас на вооружении есть УЗИ аппараты.

Когда в 1990-е годы руководитель предприятия, на котором работала Вера Яковлева и у которого, между прочим, икру заказывает даже Букингемский дворец, привез первый аппарат УЗИ, его сравнивали: кто точнее - Вера Николаевна или новомодный прибор? Опытный ихтиолог-рыбовод нисколько не уступала технике.

КРАСНАЯ ЦЕНА, А НЕ ЦВЕТ

Вылов осетровых рыб в дикой природе запрещен уже много лет, но баночки с деликатесным черным золотом на прилавке нет-нет да и встречаются. Ценные осетровые породы научились выращивать в искусственных «санаториях» с подогретой и постоянно очищающейся водой, а специалисты осетровых ферм не только помогают деликатесным рыбам «разродиться» без ущерба для ее здоровья. Часть полученной икры, понятно, солят и фасуют по баночкам, но другую часть оплодотворяют и пускают на воспроизводство.

- Бывает очень приятно, когда рабочие мне говорят: «Представляешь, сколько у тебя детей - миллионы!» - делится Вера Николаевна. - И ведь они правы: мы занимаемся воспроизводством рыбы, начиная с получения половых продуктов до оплодотворения икры, ее инкубации, подращивания и получения хорошей здоровой рыбы.

Сейчас Вера Николаевна Яковлева консультирует различные осетровые предприятия и делится с ними своим бесценным опытом. Ее сын окончил транспортный вуз, но со временем понял, что хочет пойти по стопам матери. Вера Николаевна обучила Григория всему, что сама знает, и теперь он ее правая рука.

Процесс получения икры некоторые образно именуют «дойкой осетра», но Вера Николаевна на дух не переносит такое сравнение. «Мы же не с коровами имеем дело!» - возмущается она. Ихтиолог-рыбовод предпочитает называть процесс без затей - сцеживание икры.

А еще специалист очень расстраивается, когда лососевые породы рыб называют красными.

- Сейчас многие говорят про семгу, кету, кижуча, горбушу, нерку и другие виды лососевых, что это красная рыба, но если заглянуть в историю, то окажется, что так называли на Руси белугу, осетра, севрюгу и стерлядь. Цвет мяса роли не играл. Все дело было в том, что расплачивались за царскую рыбу красной денежкой - червонцами, поэтому осетровые рыбы назывались красными.

Елена Хакимова.

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.