Специалисты утверждают: если процесс продолжится нынешними темпами, то к 2050 году Россия может лишиться девственных лесов.
В чем же основная причина гибели нашего национального достояния? По мнению экспертов, это прежде всего варварская, нередко совершенно бесконтрольная вырубка. Человек с пилой и топором шагает все дальше, добираясь до самых отдаленных уголков.
Еще одним губительным фактором является создание в лесах так называемых рекреационных зон с сопутствующей инфраструктурой - от трудов праведных (или не очень) люди с толстыми кошельками стремятся отдыхать в заповедных местах, любуясь реликтовыми кедрами, соснами и прочей экзотической флорой, заодно упражняясь в стрельбе по редким животным, сохранившимся кое-где в девственных лесах.
Эксперты предостерегают: потеря этих лесов, в частности, чревата утратой многих видов животных и растений, обитающих и произрастающих только там и нигде больше. По словам специалистов, гибель девственных лесов пагубно влияет на устойчивость экосистем. Искусственно созданные так называемые вторичные леса не в состоянии компенсировать потерю лесов первозданных.
«Из наглядных примеров хороший - по Московской области с нашествием короеда, - говорит координатор проектов по лесам высокой природоохранной ценности Всемирного фонда дикой природы в России Константин Кобяков. - Искусственно созданные еловые леса, которые мало приспособлены для местных природных условий, массово повреждаются вредителями, поскольку не обладают необходимой устойчивостью в отличие от естественных лесов».
По словам Константина Кобякова, у естественных лесов есть одно очень важное преимущество перед искусственно созданными: «Это устойчивость к климатическим изменениям, которые сейчас нарастают. Вторичные леса значительно более восприимчивы к этим изменениям климата. Соответственно, они могут утрачиваться уже не напрямую от хозяйственной деятельности, а от тех изменений климата, которые происходят».
Таким образом, потерю девственных лесов восполнить за счет новых посадок невозможно. «Выращенный на месте рубки лес по своей экологической ценности никогда не сравнится с безвозвратно утраченными экосистемами первозданных лесов, - говорит директор Лесной программы WWF России Николай Шматков. - Это тот случай, когда количество посаженного или самостоятельно выросшего на заброшенных землях леса в обозримом будущем не перейдет в качество».
Что же делать? Как спасти российские леса, прежде всего девственные?
Защитники природы требуют от властей запретить вырубки в первозданных лесах, сделав исключение лишь для санитарных вырубок. Причем давать добро на «лесную хирургию» должны не чиновники или коммерсанты (как происходит сегодня), а специалисты, в том числе независимые эксперты.
Разумеется, защита девственных лесов при всей ее важности не должна вытеснять заботу о всех прочих. Между тем на сегодняшний день государство оказалось в большом долгу перед «зеленым другом».
Нынче лес, по большому счету, защищать некому. «На всю страну имеется лишь 19 тысяч сотрудников лесной охраны, при этом люди получают мизерные зарплаты, - сетует Николай Шматков. - В СССР территорию нынешней РФ обслуживали 70 тысяч сотрудников лесоохраны. В 2006 году федеральные власти сочли, что на леса тратится слишком много денег, большинство функций лесоохраны отдали неким коммерческим структурам».
Зачастую эти самые структуры имеют представление о лесе и его защите примерно такое же, как об обратной стороне Луны. Их интересует не судьба «зеленых легких» России, а сиюминутная прибыль.
Отвечать за состояние лесов, в первую очередь девственных, должно государство. Для этого прежде всего следует возродить институт лесников, снабдить их всем необходимым, включая автотранспорт, платить достойные зарплаты за столь необходимый обществу труд.
Есть и еще одна перезревшая проблема. Как известно, леса занимают около 70% сухопутной территории страны. Однако, будучи мировым лидером по наличию лесных ресурсов, Россия практически ничего о них не знает.
Вырисовывается довольно-таки мрачная картина. Качественной, полной информацией о лесах государство не обладает, следовательно, не знает, сколько, где, каких деревьев у нас валят; заботу о лесе отдает на откуп частникам, разгоняя профессионалов.
Безответственное, если не сказать преступное, отношение к главному национальному достоянию, обеспечивающему нас кислородом! Если это отношение в ближайшее время не изменится, можем ведь и всенародно задохнуться.
Игорь Минаев.
Фото: REX/FOTODOM