В стране, где этого газа порой и девать-то некуда. Это все равно как зимой в Сибири торговать снегом.
Это сенсационное известие - повышение тарифов на 8% и для населения, и для промышленности - имеет вполне логичное объяснение. Провальные экономические результаты Газпрома за прошлый год, когда убыток по добыче и продаже газа зашкалил за триллион рублей, вынуждают очень критично рассмотреть, насколько грамотно государство и назначенные им очень хорошо оплачиваемые управленцы рулят богатой компанией, которая много лет считалась «национальным достоянием»?
Сегодня дела у Газпрома пошли таким образом, что его горе-менеджеры вынуждены чуть ли не на коленях просить денег у государства и уговаривать власть поднять тарифы на внутреннем рынке. Поскольку главный рынок голубого топлива - Европа, - где все страны дисциплинированно оплачивали российские поставки, в данный момент закрылся.
Государство российское газпромовцы уговорили. Оно почти всегда откликается на мольбы подобных монополистов, как правило, в ущерб интересам своих граждан. Но что дальше?
Эксперты утверждают, что убытками газовый монополист прежде всего обязан своему главному акционеру - российскому государству. Попробуем разобраться.
Газпром опубликовал отчетность за 2023 год, согласно которой впервые за 25 лет компания получила чистый убыток 629,1 млрд рублей, притом что годом ранее была получена прибыль 1,23 трлн рублей. По словам доцента Финансового университета при Правительстве РФ Валерия Андрианова, результаты оказались существенно ниже рыночных ожиданий. «Выручка от продаж сократилась на 27% год к году, до 8,5 трлн рублей, - отмечает эксперт. - В первую очередь это было обусловлено обвалом поступлений от реализации голубого топлива за пределами РФ - с 7,3 трлн рублей в 2022 году до 2,9 трлн в 2023-м».
При этом отчетность компании была бы гораздо хуже, если вычесть из нее показатели деятельности ее крупнейшей «дочки» - «Газпром нефти». В частности, ее выручка составила 4,1 трлн рублей, в то время как выручка материнского холдинга от продаж газа в целом лишь 3,1 трлн рублей. Однако здесь, как говорят, «две большие разницы», поскольку «Газпром нефть» - это вертикально интегрированная нефтяная (!) компания. Именно нефтяная - ее основные виды деятельности - разведка и разработка месторождений нефти, нефтепереработка, производство и реализация нефтепродуктов. То есть у газпромовской «дочки» другой бизнес со своей спецификой, их некорректно «сливать в один флакон».
Разница хотя бы в том, что российскую нефть еще продолжают покупать в Европе, от закупок газа страны ЕС формально отказались, правда, пока перехватывают его у посредников в мизерных количествах.
В экспертном сообществе бытует мнение, что кроме очевидных факторов, таких как разрыв энергетического сотрудничества с Европой, имеют место и структурные проблемы газовой монополии, копившиеся много лет. Например, Газпром долго предпочитал спокойно «сидеть на трубах», ведущих в Европу, поэтому оказался не готов к вдруг возникшим внешним вызовам.
«Уже осенью 2022-го было вполне понятно, что экспортные продажи газа упадут камнем, что бурение можно резко сократить и что аппетиты тоже стоит сократить. Но Газпром так не умеет», - отметил бывший глава департамента стратегии и инноваций «Газпром нефти» Сергей Вакуленко.
С аппетитами Газпрома, точнее - его руководства, - вопрос особый. Их бы умерить на фоне провальных экономических результатов, но куда там! Согласно отчетам самой компании, вознаграждение членов совета директоров и правления ПАО «Газпром», включая заработную плату, премии и вознаграждение за участие в органах управления компании, составило в 2021 году 1 932 189 тысяч рублей. Это на 18 человек, то есть в среднем по 100 млн на нос. В 2022 году на краткосрочное вознаграждение топ-менеджмента было выделено на 48% больше - уже 2 млрд 866 млн рублей. Примерно столько же планировали выдать и в 2023 году - 2 млрд 772 млн рублей! По результатам многомиллиардных убытков. Вероятно, туда же - в убытки «национального достояния» - следует записать и указанные суммы. И прибавить к ним зарплату главы Газпрома Алексея Миллера, которая, как рассказывали СМИ, достигает почти 2 млрд рублей! Сколько же надо вкалывать жителям среднего города в России, чтобы честно заработать такие деньги?!
С недавних пор наметился еще один источник убытков Газпрома. Проект газопровода в КНР «Сила Сибири - 2» внушал надежды - туда, мол, будем продавать много газа. Но, по свидетельству газеты Financial Times, наши китайские братья дали понять, что согласятся покупать газ только почти по внутрироссийским ценам - в 5 раз дешевле, чем сегодня.
По данным издания Forbes, средняя оптовая цена газа в России в конце ноября 2023 года составляла около 5000 рублей за 1 тыс. кубометров, примерно 55 долларов за тысячу кубов. Издание отмечало, что по этой цене его невыгодно поставлять даже по России. Так дешево не покупает российский газ даже дружественная Белоруссия, для нее цена - около 130 долларов, которая является самой низкой в мире.
Поэтому мечты менеджеров Газпрома о спасительной соломинке «Силы Сибири - 2», увы, всего лишь мечты. И успех компании нужно искать на российском рынке.
Григорий Алексеев.
Фото: LEGION-MEDIA