Отрасли
3901 | 0

Издатели бьют тревогу

Издатели бьют тревогу

Рост цен на газетную бумагу, продолжающийся «ударными темпами» уже три года подряд, грозит вскоре оставить россиян без любимых печатных изданий.

Между тем соцопросы показывают, что более 70% граждан РФ не готовы расстаться с печатной периодикой. Получается, что уход с рынка печатных СМИ противоречит устремлениям общества. Противоречит он и воле главы государства.

Владимир Путин дважды поручал правительству принять меры «по недопущению роста цен на целлюлозно-бумажную продукцию». Первое такое поручение (№Пр-342) было дано кабинету министров 24 февраля прошлого года, второе (№Пр-1152) - 8 июня того же года. Правительству надлежало в целях поддержки периодических изданий «принять меры по недопущению роста цен на целлюлозно-бумажную продукцию, в том числе с использованием механизма таможенного регулирования».

Контроль за выполнением своих поручений президент возложил на Федеральную антимонопольную службу (ФАС) и Генпрокуратуру. И что же?

Год близится к завершению, а издатели по-прежнему испытывают «мильон терзаний», главнейшее из которых рост цен на бумагу, продолжающийся как ни в чем не бывало.

Чтобы как-то разрулить ситуацию, Минкомсвязь России на прошлой неделе провела совещание, на которое были приглашены представители издательской отрасли, полиграфисты и бумажники. Поводом для встречи послужило письмо Соликамского ЦБК, уведомившего издателей о том, что с 1 января 2017 г. повышает отпускную цену на газетную бумагу более чем на 16%. Выяснилось, что этот комбинат держал цены в узде дольше всех своих собратьев. Те давно уже повысили свои расценки, заявив при этом, что и в будущем году они продолжат расти.

Глава Национального координационного совета прессы Сергей Моисеев привел впечатляющие цифры: с 2014 по 2016 год рост цен на газетную бумагу превысил 45%. При этом доходы издателей за этот же период снизились на 40-50%, а расходы увеличились на 15-20%. Значительную часть этого роста обеспечили бумажники. Как известно, свыше 60% себестоимости газет и журналов составляют расходы на бумагу.

Декабрьское совещание в Минкомсвязи - далеко не единственное на эту тему. В начале прошлого года участники рынка собирались в Минпромторге. Признали рост цен на газетную бумагу выше уровня официальной инфляции недопустимым.

Как видим, бумажники эти договоренности и не думали выполнять. По данным Центробанка, в уходящем году инфляция не превысит 6%, к концу будущего вообще прогнозируется на уровне 4%. Ну и откуда же тогда цены на бумагу, во много раз превышающие порог инфляции? И где же контроль?

ФАС, похоже, смотрит на ценовую политику ЦБК сквозь розовые очки. По данным ведомства, с января 2014-го по третий квартал 2015 года на внутреннем рынке рост цен на газетную бумагу составил 5,32%. Участники совещания по этому поводу возмущались: мол, статистика, которой оперируют контрольные органы, совершенно не соответствует реальному положению дел.

Ну а что же сами бумажники?

У них масса своих проблем. Представитель одного из четырех крупнейших производителей бумаги (на их долю приходится 20% ее производства) - Балахнинского бумкомбината (АО «Волга») рассказал, что в их регионе – Нижегородской области - тарифы за энергию вдвое выше московских!

На такую заоблачную высоту их задрала местная сетевая компания. Порочный круг: издатели зависят от бумажников, а те - от госмонополистов. Однако факты - упрямая вещь. Несмотря на все их трудности, производство бумаги за 10 месяцев этого года выросло на 3,4%, выпуск газет за этот же период сократился на 6%.

Бумажники продолжают продавать за рубеж львиную долю своей продукции. Дай им волю, и все 100% продадут - им, похоже, все равно, будут уходить с рынка печатные издания, разоренные непомерными издержками, или нет.

Представители власти советуют издателям заключать прямые договоры с ЦБК на поставки бумаги, мол, тогда дешевле получится. Однако для большинства издателей это нереально. Доставлять купленную бумагу, хранить ее, везти в типографию - это огромные организационные и финансовые сложности.

«Мы раньше работали по такой схеме, страшно мучились, - признался участник совещания, генеральный директор компании «Мир новостей медиа», глава Национальной ассоциации издателей Андрей Авдонин. – Гораздо проще и выгоднее заказать тираж, что называется, под ключ в типографии, которая сама разбирается с бумажниками.

Но и кроме цен на бумагу у издателей масса проблем. Например, распространители платят за проданную продукцию с чересчур большими отсрочками. А если ЦБК, наоборот, сократят типографиям отсрочки платежей за поставленную бумагу, а те, в свою очередь, сократят издателям отсрочки платежей за напечатанные тиражи, рухнет вся конструкция по принципу домино».

Несмотря на обилие поручений и совещаний, проблемы печатной прессы не решаются. По словам члена Центрального штаба ОНФ, депутата Госдумы Натальи Костенко, из-за дорожающей бумаги существование многих независимых печатных СМИ находится под угрозой.

Между тем Владимир Путин в начале прошлого года поставил задачу повысить доступность печатного слова для граждан России. На прошлой неделе президент утвердил новую доктрину информационной безопасности страны. В числе ее основных задач защита молодежи от размывания традиционных духовно-нравственных ценностей, нейтрализация подрывов основ патриотических традиций.

«Решать эти задачи на практическом уровне предстоит прессе, - напоминает Андрей Авдонин. - Получается, что выведение нашей отрасли из кризисного состояния становится фактором информационной безопасности государства».

Игорь Минаев.

ИНТЕРПРЕСС/PHOTOXPRESS

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.