Россия бросает нешуточные вызовы миру и себе, и на этом фоне ей самой необходимо меняться, в том числе законодательно вырабатывая, а потом и применяя на практике новые установки.
Об этом состоялась беседа первого заместителя главного редактора «МН» Андрея Авдонина с зампредседателя Комитета Госдумы по экономической политике, доктором экономических наук Михаилом Делягиным.
- В сегодняшних реалиях нам есть чему поучиться и у азиатов, и у европейцев, - заявил депутат. Например, налог на роскошь вызывает у депутата Госдумы некоторое недоумение. Здесь Делягин предлагает воспользоваться опытом Швейцарии, где эффективно работает налог на вмененный доход:
- Если у вас есть эксклюзивный итальянский автомобиль «Мазерати», но при этом вы безработный, налоговое ведомство Швейцарии логично полагает, что вы можете потратить на обслуживание и страховку машины не менее 25 процентов от своего годового дохода, а значит, весь его нужно умножить на четыре и уже с него взять обычный прогрессивный налог. Гражданам, привыкшим к дорогой жизни, такой закон точно не помешал бы, и бюджету от этого только польза.
Отдельно собеседник коснулся лишних квартир, которых, как нетрудно догадаться, у простых россиян не сыскать. Михаил Делягин предлагает поступать с такой недвижимостью так же, как во Франции:
- Там есть налог на пустующее жилье. Если вы проживаете в населенном пункте с населением более 50 тысяч человек и у вас есть пустующее жилье, которое легко вычислить на основе данных по потреблению воды и света, то в первый год вы платите обычный налог на имущество, во второй год - 12,5 процента от дохода за сдачу квартиры в аренду, а с третьего года - 25 процентов от того, сколько бы вы получали, если бы сдавали это жилье в аренду по рыночным расценкам. То есть речь о вмененном (не фактическом, а предполагаемом) доходе. Жилье можно не сдавать, но налог все равно надо платить, ведь если ты нашел деньги на инвестиционное жилье, значит, в силах заплатить и повышенный налог в госбюджет.
В Швейцарии примерно та же система действует в отношении крупной недвижимости и поместий. Если у вас есть квартира в тысячу «квадратов», помимо налога, вы, естественно, платите за воду, тепло, ремонт, уборку и так далее, ваш доход после определенных подсчетов налоговики умножают на четыре и с этой суммы взимают налог. Если вы задекларировали меньше того, что вам насчитали госорганы, все равно заплатите то, что вам вменили.
По мнению Михаила Делягина, сейчас в России настало время, когда необходимо ограничить финансовые спекуляции:
- Чтобы цены из реального сектора не убегали на спекулятивные рынки, это можно сделать тысячами разных способов, но лично мне нравится японский путь, который существовал там до 2000 года. Если японский банк хотел вложить деньги в покупку, скажем, иностранной валюты или в другие спекулятивные операции, он мог делать это без ограничений, но потом - путем кредитов и инвестиций - вложить впятеро большую сумму в реальный сектор экономики: промышленность, строительство, транспорт, связь, инфраструктуру, в кредитование населения или в кредитование государства через ценные бумаги. Если применить японскую систему у нас, банки начнут работать на экономику.
Еще одной принципиальной задачей, по мнению политика и экономиста, является снижение налога на добавленную стоимость (НДС) с нынешних 20 до 10 процентов. Это увеличит, а никак не сократит доходы в бюджет: низкий НДС выведет на свет находящийся в серой зоне бизнес, что позволяет ему вообще не платить налоги. Михаил Делягин также настаивает на том, чтобы освободить от налога на прибыль инвестиции, направленные на развитие реального сектора экономики, и на введении в России прогрессивной шкалы налогообложения, которая должна касаться и доходов, и наследства.
- Когда по наследству передается обычная квартира, понятно, что налог на наследство должен быть нулевым, но если по наследству передаются, к примеру, 20 процентов «Норникеля», должна применяться весомая прогрессивная шкала, - считает Михаил Геннадьевич.
Экономист убежден в том, что очень большими нужно сделать и ввозные пошлины на предметы роскоши, которые могут себе позволить максимум 5 процентов населения:
- Если вы принадлежите к этим 5 процентам, заплатите по полной за ввоз в страну предметов роскоши и наслаждайтесь ими, сколько хотите.
Фото: Агентство «Москва».