Недвижимость. ЖКХ
1875 | 0

Подмосковье будет платить за «коммуналку» по-новому

Московская область выбрана правительством России для пилотного проекта по переходу на электронную оплату жилищно-коммунальных услуг. Кто это придумал и зачем?

Подмосковье будет платить за «коммуналку» по-новому
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

ЗАЧЕМ ЭТО НУЖНО

Чиновники объясняют переход на исключительно цифровые платежки бумажными трудностями. Еще два года назад Ассоциация АКОН - объединение более 1000 УК и ТСЖ, управляющих многоквартирными жилыми домами, - предложила Минстрою постепенно отказываться от бумажного документооборота. В апреле 2024-го в Государственную думу поступил проект поправок в Жилищный кодекс. Его авторы, депутаты Законодательного собрания Краснодарского края, предложили законодательно закрепить электронный способ выставления платежек.

Подмосковье и здесь лидер. Еще в 2018 г. услуги ЖКХ можно было оплатить на сайте или в мобильном приложении Московского областного единого информационно-расчетного центра (МосОблЕИРЦ), а это примерно 2,4 млн лицевых счетов. Оплата услуг через сайт и мобильное приложение доступна также для клиентов Мособлгаза. Инструкция о том, как стать клиентом систем, есть на сайте регионального министерства ЖКХ.

ДЕЛО ДОБРОВОЛЬНОЕ

Постановление Правительства Российской Федерации №126 об эксперименте вступило в силу 12 февраля. Жители Подмосковья могут добровольно отказаться от дублирования платежных квитанций за ЖКУ на бумаге. В этом случае цифровые платежки будут приходить им в личный кабинет на региональном портале госуслуг - uslugi.mosreg.ru. Те, кто не хочет менять привычный формат, продолжат получать документы на бумаге. Выбрать удобный для себя вариант можно на региональном портале госуслуг.

У плательщика сохранится право на получение копии бумажного документа в любой момент по запросу в офисе оператора. Для ежемесячного получения документа на бумаге будет нужно лично посетить офис оператора или направить уведомление, автоматически сформированное через портал госуслуг. Форма уведомления утверждена постановлением.

КТО «ЗА», КТО «ПРОТИВ»

По словам вице-премьера, руководителя аппарата Правительства РФ Дмитрия Григоренко, главная цель пилотного проекта - сделать процесс получения платежных документов максимально удобным и доступным для граждан. Внедрение электронных квитанций упростит взаимодействие граждан с коммунальными службами и повысит эффективность работы самих служб. Также переход на электронные квитанции важен для экологии: сокращение потребления бумаги — это вклад в сохранение окружающей среды и снижение углеродного следа. Ход эксперимента будет тщательно анализироваться, а в случае успеха проект масштабируют на всю Россию, и это большой шаг в цифровизации коммунальной сферы и повышении качества жизни.

- Внедрение альтернативного способа направления платежек в электронном виде позволит снизить финансовую нагрузку на бюджеты субъектов и увеличит процент доставки таких документов. В свою очередь, это повысит объем поступающих платежей, - считает первый зампредседателя Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Владимир Кошелев.

Сомневающихся в оправданности пилотного проекта и его успешности тоже немало. Руководитель некоммерческого партнерства «Управдом» Евгения Юнисова разделяет мнение, что электронные платежки удобны для тех, кто давно пользуется цифровыми услугами. Но инициатива несет и риски, поскольку в случае возникновения споров о размере начислений или о взыскании задолженности суды требуют бумажные документы.

- Мы уже сталкивались с такой ситуацией, когда при введении электронной формы платежного документа возникают трудности с получением бумажного экземпляра. Даже в московских МФЦ сложно получить единый платежный документ за долгий период. Говорят: «Посмотрите в своем личном кабинете».

Но вот примет ли суд распечатку из личного кабинета - большой вопрос. По этой причине Юнисова рекомендует тем, кто перейдет на электронные квитанции, не отказываться от бумажных платежек.

Еще одна проблема: 16% россиян не имеют доступа к интернету. Кроме того, в семьях, где формально есть подключение к Сети, многие пожилые люди не умеют полноценно пользоваться интернетом, а ведь часто именно они - плательщики, так как жилье находится в их собственности.

Руководитель компании «Правовая помощь ЖКХ» Александр Сметанин среди плюсов перехода на электронную оплату назвал удобство и оперативность получения платежных документов, контроль за состоянием текущих платежей и возможность обратной связи с оператором по приему платежей в личном кабинете.

- Минусы — это невозможность участия в эксперименте граждан, не имеющих компьютеров и смартфонов, возможные сбои и ошибки в информационной системе оператора по приему платежей и, наконец, недоверие к цифровым системам части населения, опасающейся кражи персональных данных и несанкционированного доступа к финансовым операциям, - отметил Сметанин.

Точки над «i» расставим 1 октября, когда запланировано окончание эксперимента в Подмосковье. И, надо думать, будет принято решение о том, будет ли установлен такой порядок по всей стране

Геннадий Попов

Фото: LEGION-MEDIA

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.