С 1 января все управляющие жильем организации по единой форме будут отчитываться перед собственниками. Дело, вроде бы, хорошее. Однако всегда ли возможно введение единых стандартов обслуживания?

Принявшие закон на данную тему депутаты считают, что они сделали важный первый шаг в необходимой стране стандартизации услуг ЖКХ. И если все пройдет гладко, то по всей России собственники жилья, квартир в многоквартирных домах смогут более эффективно контролировать работу управляющих организаций (УК).
Понятно, что эффективный контроль за работой этих самых УК, которые наловчились собирать с жильцов много излишних платежей, получится только при наличии полной, исчерпывающей информации. А для этого ее надо собирать строго по единым правилам, то есть по единой форме
отчетности.
До принятия нового закона требования о форме такого единого по форме отчета не содержались в Жилищном кодексе РФ. Да, Жилищный кодекс обязывал УК предоставлять собственникам квартир отчет о выполнении договора управления за предыдущий год. Делать это полагалось (и полагается!) ежегодно в течение первого квартала.
Но хитрецы, а то и просто жулики из УК так «лепили» свои отчеты, что там черт ногу сломал. Да еще и публиковали их там, где не найти было днем с огнем. И для гражданина, не обладающего специальными знаниями, почти ничего нельзя было понять, даже если отчет и находился: ни о характере, ни о реальной стоимости, ни тем более о качестве выполненных работ. Вот и множились злоупотребления, как и жалобы на них.
Теперь же, считается, достигнуто наконец желанное жилищно–коммунальное благолепие: собственники жилья получат реальную, а не формальную возможность контролировать, на что именно потрачены собранные с них деньги. Причем в ясной и доступной форме, на понятном информационном ресурсе (здесь речь идет или о ГИС ЖКХ или вообще о Госуслугах).
Привести в чувство управдомов, по идее, поможет эта единая форма годового отчета, и УК обязана будет рассказать о том, какую работу проделала за отчетный период: что и почем было покрашено, что заменено, что благоустроено. А если жильцы увидят нарушения и несоответствия, то смогут оперативно обратиться в правоохранительные органы.
И все бы было хорошо, даже просто отлично, если бы у экспертов системы ЖКХ с их горьким опытом не возникли обоснованные подозрения. Например, одно из них: а удастся ли на самом деле обуздать корыстные, низменные устремления наших чиновников, которые делают вид, что изображают заботу о ЖКХ? Не найдут ли они и здесь лазейки, чтобы как–то по–новому и более изощренно обманывать доверчивых жильцов?
Ведь общие правила и стандарты хороши и эффективны далеко не всегда. Скажем, одни условия (природно–климатические, муниципальные и законодательные) действуют на Камчатке, а другие – в Твери или Калининграде. Как тут все стандартизировать на огромной и разнообразной территории РФ? Как добиться полной прозрачности?
Не занимаются ли чиновники вместо того, чтобы реально менять гнилые трубы и все прохудившиеся коммуникации, изношенные по стране уже процентов на 70–80, изобретением «более удобных форм отчетности»? Ну, как обычно, когда весь пар уходит не на полезный КПД, а – в гудок.
Отчетность хороша, когда есть реально, о чем отчитываться. А уж пускать пыль в глаза, чем чаще всего и заняты и УК, и коммунальщики, можно по любой форме.
Еще год назад коммунальное начальство Минстроя признавало: износ коммунальной инфраструктуры в ряде регионов России доходит до 80%, а в среднем 40%. Всего в стране один миллиард километров сетей, стоит задача довести уровень модернизации ежегодного износа хотя бы до 4%. Сделано что–то за год в этом направлении? Вряд ли, зато придумана и внедрена новая форма коммунальной отчетности.
Но какую бы форму ты не придавал бумагам, жилищно–коммунальная от-
расль — одна из самых отсталых и проблемных в экономике страны, и износ коммунальных сетей идет гораздо большими темпами, чем рост инвестиций. Этим, кажется, все и сказано.
Евгений Александров
Источник: газета «Мир пенсионера».