В ближайшее время цены на товары могут вырасти еще - торговля с Китаем, основным поставщиком для России, усложняется день ото дня.
Опасаясь вторичных санкций, банки Поднебесной перестали принимать платежи из России. Коммерсанты ищут способы решить проблему, и не исключено, что придется переходить к давно забытой практике торговли по бартеру.
Нынешним летом сложилась почти критическая ситуация в торговле между Россией и Китаем. Платежи между странами в юанях проводить стало невозможно. Бизнесмены жалуются, что транзакции проходят с сильной задержкой или замораживаются. Китайская сторона сигнализирует о готовности к полному сворачиванию прямых платежей. Причина - опасения коммерсантов из Поднебесной попасть под вторичные санкции США. Даже через банки северо-востока Китая, которые напрямую не занимаются расчетами с США, перевести деньги все сложнее.
«Каждую неделю и каждый день мы видим ухудшение ситуации. Закрываются каналы поставок, закрываются возможности, усиливаются американские санкции в отношении китайских банков. В западных компаниях и ведомствах работают неглупые люди, они отслеживают все эти транзакции. И все они сразу схлопываются. Возможностей остается немного: цифровые активы, криптовалюта и бартер», - признается директор торговой компании Георгий Властопуло.
Средний и малый бизнес пытается использовать оставшиеся цепочки перевода денежных средств с помощью платежных агентов. «Но эти цепочки либо закрываются, либо дорожают из-за большого количества посредников. И ситуация деградирует», - говорит эксперт. При этом все понимают опасения Китая: торговля с США там намного больше в денежном выражении, чем с Россией. Терять связи с Западом в Пекине не хотят, поэтому тоже ищут способы спасти ситуацию.
Сегодня есть только один реальный способ решить проблему. Бартерные сделки, то есть обмен товарами без денег, станут палочкой-выручалочкой. Недавно агентство Reuters сообщило, что Россия и Китай могут начать совершать бартерные сделки уже осенью. Первые контракты заключат в сфере сельского хозяйства.
«Потенциал - десятки миллиардов долларов. В прошлом году вышло более чем на 7 миллиардов долларов, и Китаю очень удобно и выгодно получать от России зерновые, зернобобовые и масличные. Лишиться этих поставок - значит получить серьезный удар по пищевому рынку Китая», - считает директор Института стран Азии и Африки МГУ Алексей Маслов.
Россиянам сложнее: бартер лишает аграриев возможности оперативно получать живые деньги, которые они бы могли вложить в развитие материальной базы. Сделки, скорее всего, будут заключаться в обмене отечественных продтоваров на сельскохозяйственную технику.
Пока одни специалисты сомневаются в эффективности такого способа торговли, другие полны оптимизма. Они считают, что достаточно доработать законодательную базу, чтобы нивелировать все проблемные моменты.
Новые торговые схемы выходят далеко за рамки прямого обмена «товар на товар». Уже обсуждается возможность внедрения контрактов с использованием цифровых и бумажных векселей.
Эксперты уверены, что работа предстоит огромная. Потребуется объективная рыночная оценка стоимости сельхозтоваров, техники или любых других продуктов и услуг, которые участвуют в сделке. К тому же переход на бартер приведет к росту количества посредников, которых тоже придется кормить. Безусловно, с экономической точки зрения это откат назад. Но это все же один из наиболее действенных путей решения проблемы.
Наталья Владимирова.