Россия отличается одними из самых высоких налогов в мире для бедных одновременно с наиболее щадящим налогообложением для богатых.
Если задуматься о справедливости обложения налогами россиян, то приходишь к неутешительному выводу, подтверждаемому множеством экспертов: за малоэффективные государственные расходы больше всего платить приходится наименее защищенным слоям населения. Через налоги.
Но должно ли так быть, учитывая мировой опыт? Почему у нас до сих пор не введут прогрессивный подоходный налог для богачей? Ведь по-любому понимаемая справедливость требует, чтобы богатые платили в общую казну больше в процентном отношении, чем малообеспеченные люди.
РАСКОШЕЛИВАЕМСЯ ПОНЕВОЛЕ…
Чтобы понять, какие и на что с работающих граждан РФ взимают налоги, давайте посмотрим на цифры. Если годовой начисленный доход меньше 1021 тыс. рублей (как у подавляющего большинства работников в РФ), то за работника сам работодатель платит:
* взносы на обязательное пенсионное страхование - 22% (10% при доходе свыше 1021 тыс. рублей);
* социальные взносы - 2,9% (1,8% при доходе свыше 815 тыс. рублей);
* взносы на обязательное медицинское страхование - 5,1%.
Таким образом, если начисленная заработная плата работника - 50 тыс. рублей, то обязательные взносы составят:
* на пенсионное страхование - 11 тыс. рублей;
* социальные взносы - 1450 рублей;
* медицинское страхование - 2550 рублей.
Итого 15 тыс. рублей из общей суммы заработанного идет на явные налоги. Что интересно, если бы мы налоги эти платили сами, как это принято во многих цивилизованных странах, тогда начисленная зарплата была бы не 50 тыс., а 65 тыс. рублей.
Скажете, да какая разница, кто отдает эти деньги в казну, ведь в результате на руки все равно выйдет 50 тыс. минус еще и НДФЛ... Однако на самом деле способ уплаты гражданами налогов - это важнейший и принципиальнейший момент в экономической политике государства.
Когда человек сам платит, как ответственный и добросовестный налогоплательщик, из своего кармана эти условные 15 тыс., он потом куда более склонен спрашивать с чиновников (в том числе и посредством своего голоса на выборах всех уровней), на что и почему уходят мои налоги? А когда работник этих денег не видит и не чувствует, тогда его налоги можно пускать на миллиардные подарки зарубежным странам-партнерам, на бессмысленные мероприятия и суперпрожекты, на фанфары и фейерверки...Что мы у себя, увы, нередко и наблюдаем.
Поскольку такая система налогообложения обществом и экономикой не отторгается, мы вынуждены с ней существовать, сокрушаясь лишь о том, почему у нас плохо воспитываются социально активные, финансово подкованные граждане-налогоплательщики.
НАЛОГОВ МАЛО НЕ БЫВАЕТ…
Но идем дальше в подсчетах. Из начисленной, взятой нами для примера и удобства счета зарплаты 50 тыс. вычитается НДФЛ, равный 13%, - это 6500 рублей. Прибавляем эту сумму к 15 тыс. социальных налогов, уже уплаченных за вас работодателем, и получаем соответственно совокупные налоги - 21,5 тыс. рублей, или 33% от всех расходов работодателя на работника (напоминаем, это 65 тыс. рублей).
То есть работник получил на руки 43,5 тыс., а по сути заработал 65 тыс. Однако ввиду наличия НДС, который входит в цену всех товаров и услуг, чистый доход работника нужно еще уменьшить на какое-то количество процентов...
Получается, менее чем на 43,4 тыс. рублей работник получает товаров и услуг на свою зарплату. И это из 65 заработанных, но не полученных в реальности на руки тысяч рублей! Таким образом, у нас в стране для львиной части работников выходит свыше 33% эффективная налоговая ставка, а не 13%, как многие считают. Акцизные товары (табак, топливо и алкоголь), где «зашиты» еще дополнительные и немалые поборы с покупателя, даже не будем брать в расчет, а то реальный доход работника выйдет еще меньше.
Но в расчет нужно еще включить налоги на землю, недвижимость, транспортные средства и многое другое. В целом на круг выходит, что средний россиянин через явные и скрытые налоги платит от трети до половины дохода государству. А что самое обидное для людей, это тот факт, что налоги в России заметно выше, чем в Европе, для бедного населения и ниже для богатого. Это выглядит дико и несправедливо по любым меркам!
Мы уже рассказывали недавно, что в Европе бедные имеют отрицательную налоговую ставку, другими словами, чистую субсидию, то есть бедняки получают от государства больше в денежном выражении, чем платят. В России, конечно, это не так.
В Европе обычно (по каждой стране Западной Европы своя отсечка) бедным считается тот, кто имеет годовой доход ниже 9 тыс. евро (около 650 тыс. рублей, данные за 2018 год). Эта категория вообще не платит налогов, а получает целый комплект субсидий.
Итак, наиболее низкообеспеченные в России имеют самую высокую налоговую нагрузку в мире, по крайней мере если брать крупные страны мира, при самых низких налогах для богатых!
Поэтому налоговый маневр для бедных производить попросту некуда, ставки и так высокие, а субсидий от государства почти что никаких. Но налоговые маневры в сторону повышения у нас производят. И почти непрерывно мы слышим все о новых и новых изобретаемых депутатами и чиновниками поборах!
НАЛОГИ И ПОВЫШЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА
Что касается пенсионного возраста, то проблема объективно имеется. Из-за демографической ямы с одновременным ростом продолжительности жизни снижается количество трудоспособного населения с увеличением количества пенсионеров.
Но в чем загвоздка с пенсионными изменениями? По продолжительности жизни (хоть она и выросла за 15 лет) Россия на 116-м месте, рядом с Ираком, Бутаном, КНДР и прочей веселой компанией.
Так зачем же было делать возраст выхода на пенсию, как в Японии или Германии, при продолжительности жизни, как в недоразвитых странах Африки!
Дело в том, что обычно возраст выхода на пенсию балансируется с продолжительностью жизни, где пенсионный период - около 14-15 лет. Эти же горе-реформаторы сделали отсечку в момент как раз отхода из жизни среднего россиянина. Получил пенсионный билет? И сразу на кладбище...
Для нечестного чиновника без совести и морали пенсионеры, конечно, обуза и проблема - налогов с них не возьмешь, и лучше бы их вообще не существовало. Но нельзя же вести себя так откровенно антигуманно?
Качество работы государственных служб и институтов, особенно в регионах, как правило, невысокое. Поэтому возникает вопрос: а за что платятся деньги и берутся с бедняков такие неприлично высокие налоги?
Конечно, что касается госуправления, в Москве или Санкт-Петербурге проблема стоит не так остро. Качество инфраструктуры очень высокое, коммунальные и социальные службы работают неплохо.
Однако вся Россия, увы, это не Москва или Питер. Жители провинций и малых - средних городов (меньше 1 млн жителей) живут с полуразрушенными ЖКХ и инфраструктурой городов в ужасной экологии. И почему они должны половину своей и без того невысокой зарплаты отдавать в бездонный, а главное, крайне неэффективно работающий государственный карман?
Евгений Александров.
Фото: FOTOLIA.