Следствием СВО на Украине стал усиленный режим российского ВПК, и в результате на предприятиях обнаружился острый дефицит кадров.
Исполнительный директор АО «НПК «Уралвагонзавод» (УВЗ) Владимир Рощупкин заявил, что УВЗ - единственный в стране производитель танков не может найти даже неквалифицированных работников. «Нам не хватает специализированных кадров. В первую очередь, это станочники. Но кадров уже не хватает и без специальности, то есть людей, которых мы бы могли обучить», - жалуется руководитель.
Сегодня «Уралвагонзавод» набирает к себе даже осужденных на принудительные работы. В ГУ ФСИН по Свердловской области подтвердили, что на УВЗ будут отправлены 250 осужденных граждан, которые станут трудиться по рабочим специальностям.
Речь, конечно, не только о предприятиях ВПК, и дело не только в дополнительной на них нагрузке. О возможном кадровом голоде в реальном секторе экономики российские аналитики начали предупреждать еще в середине 90-х, когда усилиями либерал-реформаторов в РФ закрывались заводы, а с ними закрывались и ПТУ - профтехучилища, готовящие рабочих для промышленности.
В 30-50-е годы в СССР была создана и успешно действовала эффективная система подготовки и расстановки кадров. «Кадры решают все!» - этот тезис, приписываемый «вождю народов», был тогда не только руководством к действию, но и прямым указанием воспитывать и продвигать достойных квалифицированных работников. На этом формировались поколения 30-50-х годов, создавшие базу отечественной индустрии, которой Россия пользуется и сегодня.
Участники Всероссийского форума технологического лидерства России «Технодоктрина-2014» дружно выразили крайнюю обеспокоенность состоянием и перспективами развития промышленного потенциала нашей страны. Российская наука и конструкторская мысль еще сохранили от советских времен способность создавать передовые образцы техники, но вот воплощать их в металле и ставить на поток некому!
Заметно снижение числа работников, занятых в сфере машиностроительного производства, предупреждают специалисты. Это связано как с сокращением предприятий данного профиля, так и с оттоком рабочих в связи с относительно низким уровнем средней заработной платы на машиностроительных предприятиях.
«Недостаточно эффективна система подготовки рабочих-станочников. Обучение должно осуществляться по программам профессиональной подготовки и повышения квалификации рабочих, в том числе в учебных центрах и на производстве. Но фактически во многих случаях эта задача решается силами предприятий за счет собственных средств, - предупреждали эксперты. - Централизованная система подготовки рабочих пока не обеспечивает возложенных на нее функций».
Этим предупреждениям почти десять лет. Что изменилось? Год назад Совет ТПП по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России провел заседание по проблеме подготовки кадров для промышленности. Было констатировано, что дефицит рабочих и инженеров начинает сдерживать уже даже самый скромный экономический рост, это подтвердили в ходе своих выступлений руководители крупных предприятий.
Проблема дефицита кадров начинается с обоюдной неудовлетворенности. Сегодняшняя молодежь не спешит идти в промышленность, поскольку «непрестижно», да и денег много не заработаешь. Работодатели же очень недовольны уровнем подготовки специалистов, и этот вопрос они напрямую адресуют Минобрнауки.
«Для меня принципиально важно, чтобы инженер-конструктор, выпущенный любым учебным заведением, как минимум умел чертить, - рассказала генеральный директор АО «Таурас-Феникс», лидера российского производства упаковочного оборудования для пищевой промышленности, Светлана Данилина. - Студенты встречаются с преподавателями по черчению, проектированию, конструированию на второй год, где-то в четвертом семестре, и не очень долго, в итоге я у себя на предприятии ожидаю инженера-конструктора, но получаю коммуникативную личность с очень широким кругозором, за исключением одного маленького нюанса - чертить мы не научились». По ее мнению и ее коллег, Минобрнауки никак не помогает промышленности с молодыми кадрами.
Профессор НИЯУ МИФИ Арсений Брыкин рассказал о комичной ситуации, в которой оказываются молодые специалисты. По регламенту на предприятиях ВПК мобильники с собой иметь не положено, и у многих возникает чувство паники только оттого, что у них нет доступа к гаджетам. А по исследованиям, проведенным во Франции и подтвержденным в РФ, «работники до 30 лет не могут держать задачу в голове более 2-3 часов». То есть на производстве проводится совещание, ставится задача, но уже к обеду, отвлекшись на множество факторов извне, молодые спецы всерьез о задаче забыли и занялись чем-то другим...
Увы, такова реальность. Молодые совершенно по-другому хотят жить, в том числе и в дистанционных форматах, не тратить жизнь для подвига, а жить, как хочется, и получать много денег, причем сразу. Все эти факторы необходимо учитывать, если власти хотят запустить развитие промышленности и страны. Но кто этим нынче всерьез занимается в правительстве?
Григорий Алексеев.
Фото: ADOBE STOCK