Почему наша промышленность не в состоянии воспроизводить советские технологии и выпускать даже технику прошлого века? Как в таких условиях наладить импортозамещение? Ответы на эти вопросы искали на прошлой неделе участники Всероссийской промышленной конференции.
Одной из причин отставания назывались перекосы в заработной плате. Например, в добывающей промышленности средняя зарплата составляет порядка 60 тыс. рублей, в обрабатывающей не набегает и 35 тысяч. Еще одной причиной является острейший дефицит квалифицированных кадров рабочих и ИТР. И при этом во многих регионах с целью экономии бюджетных средств массово сокращают в том числе работников гос-
предприятий. Например, в Самарской области собираются уволить около 6 тыс. человек, включая занятых на предприятиях ракетно-космической отрасли и ВПК. Ну и как в таких условиях находить адекватную замену импорту? Пока с импортозамещением получается не очень. Например, в результате разрыва сотрудничества с Украиной новые российские фрегаты проекта 22350 остались без силовых установок, которые производило предприятие «Зоря-Машпроект» из Николаева. А предприятие «Мотор Сич» из Запорожья оставило без движков наши вертолеты. Отечественные производители обещают решить проблему... к концу 2017 г. Серьезные проблемы и у атомщиков. Сроки запуска энергоблоков Нововоронежской АЭС-2 и Белоярской АЭС не раз переносились из-за того, что, как выясняется, вентиляционное оборудование, технологическую арматуру, трубы поставляла все та же Украина.
Как известно, Россия в 1991 г. объявила себя правопреемником и государством-продолжателем СССР. Но, надо признать, опыт советской промышленности в новой России так и не прижился. В самом деле, СССР поставлял в капстраны не только сырье, но и, к примеру, такое «хитрое» оборудование, как турбины и генераторы для ГЭС. Их производили, в частности, Ленинградский электромеханический завод и ленинградская же «Электросила». Многое делалось на Украине - в Запорожье, Днепропетровске, Харькове. Конечно, распад Союза разорвал «по живому мясу» и экономические связи. Но ведь с момента гибели СССР прошло уже почти четверть века. Почему же так и не сподобились выстроить собственное производство? Хотя бы то, что отвечает за обороноспособность и безопасность страны. Полагались на извечный русский авось? Надеялись вечно менять нефть и газ на высокотехнологичные товары? Но вот поссорились с Украиной и прочими парт-нерами и оказались у разбитого корыта.
Надо принимать срочные меры - вкладывать деньги в реальный сектор экономики, освобождать бизнес от непосильных налогов и сборов, всячески стимулировать производство. Но с этим пока дело идет туго. Советский же опыт если и перенимаем, то лишь весьма специфический. Качественной, конкурентоспособной продукции выпускаем мало, зато решили реанимировать Знак качества и под это дело, как водится, создали целую структуру - всероссийскую организацию «Роскачество», представляющую собой «национальную систему мониторинга, сравнительных испытаний и подтверждения качества товаров и услуг». Создано Роскачество государством и крупнейшими потребительскими и отраслевыми союзами и ассоциациями (распоряжение правительства РФ №780-р о начале работы Роскачества подписал премьер-министр Дмитрий Медведев). Нам объясняют, что производители смогут добровольно и бесплатно пройти сертификацию своей продукции. Отличившихся наградят Знаком качества (буква К, вписанная в пяти-угольник). Качества особого у нас пока, правда, нет, зато знак уже есть. Опять ставим телегу впереди лошади.
Максим Грегоров
Карикатура А. Хорошевского